Golovin_VV_-_Istori`ya_Murmanskoy_tamo`zhni_1919-2005_-_2006
Глава 1: 1919-1925 годы § 3: Оперативная деятельность § 3. Оперативная деятельность Оперативная деятельность Мурманской таможни в первый год Советской власти на Кольском Севере заключалась в выполнении таможенных процедур по судам и грузам в портах Мурманска и побережья, взимании таможенных сборов, борьбе с контрабандой и контроле за перемещением товаров через границу свободной таможенной зоны «Порто-Франко» под уплату пошлиной. В Советской России с 29 декабря 1917 г. была установлена государственная монополия внешней торговли и провоз через границу товаров осуществлялся только с разрешений Народного Комис сариата торговли и промышленности. С приходом на Мурман новой власти деятельность таможни стала строиться в соответствии с законодательством РСФСР. 6 марта 1920 г. был приостановлен пропуск продовольственных товаров за линию «Порто- Франко», а 24 июля 1920 г. полностью упразднен таможенный режим «свободной таможенной зоны», введенный на Мурмане первоначально Указом Сената России в 1868 г., а затем Уставом Таможенным в 1914 г. [16]. 4 августа 1920 г. было отменен таможенный контроль на железнодорожной станции «Мурман», вследствие того, что все заграничные товары, передаваемые Советским учреждениям, пошлинному обложению не подлежат. Тем не менее, в 1920 г. через Мурманский порт проследовало 155 судов под флагами России, США, Норвегии, Германии, Дании и Великобритании. На ввоз преобладали продукты питания, оборудование, каменный уголь, корабельные инструменты, керосин, сигареты, спички и медика менты. На вывоз - лес и тюленьи шкуры. Под таможенным контролем осуществлялись также каботажные рейсы судов в Александровск, Печенгу и Архангельск [17]. С 1 октября 1920 г. ГУТК переименовано в Таможенно-материальное управление, а с 24 декабря 1921 г. - в Главное таможенное управление НКВТ. С декабря 1920 г. к пограничным таможням прикреплены воинские подразделения, а с февраля 1921 г. в таможенных органах введено ношение стрелкового оружия. 16 августа 1921 г. управляющий Мурманской таможни С.Л. Деменчук переведен в управле ние уполномоченного НКВТ Карелии управляющим таможенным отделом. В последующие годы он станет управляющим Петрозаводской таможни и руководителем Петрозаводского таможенного участка. 25 августа 1921 г. руководство Мурманской таможней принял старший контролер Е.М. Богданов. В 1921 г. Мурманской таможней оформлено 118 заграничного плавания. Импорт составил 237 457 тонн угля и товаров народного потребления, 30 лодок вместимостью 30 тонн и 19 мотоботов вместимостью 149,79 регистровых тонн. На экспорт вывезено за границу 8968 тонн звериных шкур и 850 118 стандартов (1 стандарт - 4,672 куб. м.) сосновых досок. Прибыло из-за границы 118 пассажиров, убыло - 80. Взыскано таможенных сборов на сумму 179 рублей. Через Мурманский порт следовали также транзитные перевозки импортных грузов из Западной Европы в Сибирь и экспортных грузов из Сибири в Норвегию [18]. 31 марта 1922 г. СНК утвердил «Временное положение о местных таможенных учреждениях», по которому таможенные органы делились на таможенные округа, таможни 1-го, 2-го, 3-го разрядов и таможенные посты. 17 мая 1922 г. образован Архангельский таможенный округ, в состав которого вошли Мурманская таможня со штатом 46 человек и Кольский таможенный пост - 5 человек. С окончанием гражданской войны и открытием для навигации южных портов и Петрограда поток внешнеторговых грузов на Мурманск и из Мурманска непрерывно уменьшался, так как стоимость перевозки по недостроенной железной дороге на столь длинном расстоянии была велика, да к тому же иностранные компании отказывались страховать грузы, следующие на судах в северные порты России. Дело дошло до того, в правительстве возник вопрос о закрытии северного участка Мурманской железной дороги (от Петрозаводска до Мурманска). К тому же с января по декабрь 1922 г. Мурманский порт был подчинен конкурирующему - Петроградскому порту, что естественно не способствовало увеличению внешнеторговых перевозок через Мурманск. 15
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz