Golovin_VV_-_Istori`ya_Murmanskoy_tamo`zhni_1919-2005_-_2006
В. В. Головин История Мурманской таможни. 1919-2005 гг. революции; какой чин или звание имел в царской армии и какую занимал должность; был ли кадровым офицером; служил ли в армии Миллера (во время правления ВПСО - прим. В.Г.), Колчака, Юденича и других, в каком чине, и какую занимал должность; имел ли родственников, служивших во вражеских армиях или учреждениях и т.п. Прием на службу и о любом изменении в личном составе таможни нужно было уведомлять ВЧК. При убытии в командировку служащего таможни деньги на командировочные расходы начисля лись, исходя от должности, количества дней и расстояния пути следования. В 1919 г. был установлен порядок, по которому при исчислении командировочных расходов учитывались районы дороговизны, т.е. командировочные выплачивались по более высокой ставке, чем по той, где проживал команди ровочный. Если командировка таможенного служащего превышала более 2-х месяцев, то ему выдавалось подъемное пособие на перевозку семьи и имущества, как при переезде на новое место службы. С февраля 1919 г., в силу тяжелых экономических условий в Советской России, всем категориям рабочих и служащих был установлен 2-х недельный отпуск с сохранением месячного денежного содержания и выдачей его вперед. Но, несмотря на все трудности, переживаемые страной, одной из главных задач экономического развития Мурманска было восстановление морского и железнодорожного транспорта. Торговый порт и железнодорожная станция после ухода интервентов находились в состоянии паралича. Тем не менее, в 1920 г. силами портовиков и путейцев они были восстановлены. 2 июня 1920 г. Совет труда и обороны (СТО) принял постановление «Об эксплуатации и достройки Мурманской железной дороги». Через Мурманский порт начались поставки американского каменного угля через Норвегию с перевалкой на советские суда в Варде. Впоследствии иностранные пароходы с углем стали заходить прямо в Мурманск. Постановлением СТО норма ввоза угля в Мурманск устанавливалась в 600 тыс. пудов в месяц (36 627,8 тонн). В конце 1920 г. Советское правительство закупило за границей большую партию каменного угля для Петрограда. Так как Финский залив зимой покрывался льдом, было принято решение отправить этот груз в Мурманский порт. На мурманских таможенников и портовиков легла ответственность за скорейшее оформление и перегрузку внешнеторгового груза с последующей его отправкой по железной дороге для замерзающего Питера. 19 ноября 1920 г. первые два норвежских парохода с углем встали под выгрузку у причалов Мурманского торгового порта. Учитывая, что перегрузочных механизмов в порту не было, вся надежда была на грузчиков. Им в помощь были мобилизованы мужчины из Мурманска, Колы, Александровска, близлежащих станций и становищ. В выгрузке угля принимали участие и сотрудники таможни. За двое суток непрерывной работы, при помощи мешков и корзин был выгружен из судовых трюмов весь уголь. Матросы иностранных пароходов были поражены энтузиазмом и сплоченностью мурманчан. Всего в течение зимы 1920-1921 г. было выгружено с 30 судов и отправлено внутрь страны по железной дороге более 70 тыс. тонн импортного каменного угля [15]. При отходе за границу норвежские пароходы загрузились в Мурманском порту экспортными пиломатериалами. Несмотря на сложные условия полярной ночи порт работал круглые сутки. Первое правительственное задание мурманские таможенники и портовики выполнили с честью: страна получила так необходимый ей уголь, а иностранные пароходы уходили из Кольского залива с грузом экспортного леса. Таким образом, становление Мурманской таможни осуществлялось в сложных социально- политических условиях и формировалось вместе с экономическим развитием государства, города и порта. 14
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz