Golovin_VV_-_Istori`ya_Murmanskoy_tamo`zhni_1919-2005_-_2006

В. В. Головин История Мурманской таможни. 1919-2005 гг. революции; какой чин или звание имел в царской армии и какую занимал должность; был ли кадровым офицером; служил ли в армии Миллера (во время правления ВПСО - прим. В.Г.), Колчака, Юденича и других, в каком чине, и какую занимал должность; имел ли родственников, служивших во вражеских армиях или учреждениях и т.п. Прием на службу и о любом изменении в личном составе таможни нужно было уведомлять ВЧК. При убытии в командировку служащего таможни деньги на командировочные расходы начисля­ лись, исходя от должности, количества дней и расстояния пути следования. В 1919 г. был установлен порядок, по которому при исчислении командировочных расходов учитывались районы дороговизны, т.е. командировочные выплачивались по более высокой ставке, чем по той, где проживал команди­ ровочный. Если командировка таможенного служащего превышала более 2-х месяцев, то ему выдавалось подъемное пособие на перевозку семьи и имущества, как при переезде на новое место службы. С февраля 1919 г., в силу тяжелых экономических условий в Советской России, всем категориям рабочих и служащих был установлен 2-х недельный отпуск с сохранением месячного денежного содержания и выдачей его вперед. Но, несмотря на все трудности, переживаемые страной, одной из главных задач экономического развития Мурманска было восстановление морского и железнодорожного транспорта. Торговый порт и железнодорожная станция после ухода интервентов находились в состоянии паралича. Тем не менее, в 1920 г. силами портовиков и путейцев они были восстановлены. 2 июня 1920 г. Совет труда и обороны (СТО) принял постановление «Об эксплуатации и достройки Мурманской железной дороги». Через Мурманский порт начались поставки американского каменного угля через Норвегию с перевалкой на советские суда в Варде. Впоследствии иностранные пароходы с углем стали заходить прямо в Мурманск. Постановлением СТО норма ввоза угля в Мурманск устанавливалась в 600 тыс. пудов в месяц (36 627,8 тонн). В конце 1920 г. Советское правительство закупило за границей большую партию каменного угля для Петрограда. Так как Финский залив зимой покрывался льдом, было принято решение отправить этот груз в Мурманский порт. На мурманских таможенников и портовиков легла ответственность за скорейшее оформление и перегрузку внешнеторгового груза с последующей его отправкой по железной дороге для замерзающего Питера. 19 ноября 1920 г. первые два норвежских парохода с углем встали под выгрузку у причалов Мурманского торгового порта. Учитывая, что перегрузочных механизмов в порту не было, вся надежда была на грузчиков. Им в помощь были мобилизованы мужчины из Мурманска, Колы, Александровска, близлежащих станций и становищ. В выгрузке угля принимали участие и сотрудники таможни. За двое суток непрерывной работы, при помощи мешков и корзин был выгружен из судовых трюмов весь уголь. Матросы иностранных пароходов были поражены энтузиазмом и сплоченностью мурманчан. Всего в течение зимы 1920-1921 г. было выгружено с 30 судов и отправлено внутрь страны по железной дороге более 70 тыс. тонн импортного каменного угля [15]. При отходе за границу норвежские пароходы загрузились в Мурманском порту экспортными пиломатериалами. Несмотря на сложные условия полярной ночи порт работал круглые сутки. Первое правительственное задание мурманские таможенники и портовики выполнили с честью: страна получила так необходимый ей уголь, а иностранные пароходы уходили из Кольского залива с грузом экспортного леса. Таким образом, становление Мурманской таможни осуществлялось в сложных социально- политических условиях и формировалось вместе с экономическим развитием государства, города и порта. 14

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz