Golovin_VV_-_Istori`ya_Murmanskoy_tamo`zhni_1919-2005_-_2006

В. В. Головин История Мурманской таможни. 1919-2005 гг. 26 декабря 1991 г. Правительство РФ своим постановлением «Вопросы ГТК РСФСР», регламенти­ ровало комплекс мероприятий по организации таможенного дела и таможенной службы России [9]. При этом численность сотрудников таможенной системы России в 1992 г. возросла до 18,5 тыс. человек, а число таможенных органов увеличилось с 200 до 400 [10]. Этим же постановлением было утверждено Положение о ГТК России, определена структура, штатная численность центрального аппарата и финансирование как из государственного бюджета, так и из внебюджетных источников. Так, внеплановые доходы (средства, полученные в виде таможенных сборов, оплата консультационных услуг, поступления от реализации конфискованных товаров, штрафы за нарушения таможенных правил и т.п.) направлялись на развитие таможенной службы. При этом до 75 % внеплановых доходов шло на непосредственное поощрение работников таможенной системы, 5 % поступало в резервный фонд таможенных органов, 8 % валютных средств, получаемых за таможенное оформление экспортно-импортных грузов, направлялись в валютный фонд ГТК России [11]. Чтобы оценить размеры финансирования ГТК в тот период можно проанализировать, к примеру, данные по таможенным доходам в 1992 г. и за первый квартал 1993 г. Всего в 1992 г. таможенными органами собрано платежей на сумму 607,6 млрд. руб., в том числе экспортной пошлины - 526,1 млрд. руб., импортной пошлины - 69,4 млрд. руб., сборов за таможенное оформление - 9,4 млрд. руб., внеплановых таможенных доходов - 2,7 млрд. рублей [12]. В январе-марте 1993 г. взыскано штрафов в сумме 1,7 млрд. руб., конфисковано товаров стоимостью 2,8 млрд. рублей [13]. В 1992 г. был принят ряд мер по разработке национального таможенного тарифа. Учитывая, что таможенное законодательство Союза ССР уже не отвечало требованиям экономики новой России, вопросы таможенно-пошлинного обложения регулировались указами Президента Российской Федерации. Вышедший 15 ноября 1991 г. президентский Указ «О либерализации внешнеэкономической деятельности РСФСР» стал ключевым в этом направлении. Правительству было предложено в качестве первоочередных мер утвердить Положение о лицензировании и квотировании экспорта и импорта товаров в 1992 г., а также разработать порядок налогообложения экспортно-импортных операций и размеры ставок соответствующего налога и таможенных тарифов. В связи с этим Правительство приняло Постановление от 31 декабря 1991 г. «О введение экспортного тарифа на отдельные товары, вывозимые с территории Российской Федерации». Кроме того, 15 января 1992 г. вышло Постановление «О таможенных пошлинах на импортные товары» [14]. С 1 июля 1992 г. вступил в действие Временный таможенный тариф, который установил дифференцированные ставки таможенных пошлин на импортные товары [15]. Для стран, пользую­ щихся в России режимом наибольшего благоприятствования, устанавливались базовые ставки ввозных пошлин, а для стран, не пользующихся этим режимом, пошлины увеличивались в два раза. В августе 1992 г. тариф дополнился списком товаров, происходящих из развивающихся и наименее развитых стран [16]. Если в первом случае базовые ставки пошлин снижались вдвое, то во втором - отсутствовали совсем. Первоначально список пошлинных импортных товаров ограничивался спиртными напитками, видеозаписывающей аппаратурой, телевизорами и автомобилями. Ставки пошлин исчислялись в процентах с цены (таможенной стоимости) товара и не превышали 25 %. Для физических лиц был установлен беспошлинный ввоз товаров общей стоимостью до 10 тыс. долларов США, за исключением транспортных средств. Легковые автомобили пропускались гражданам под пошлину из расчета 0,1 ЭКЮ (1 ЭКЮ - 1,24 доллара США) за 1 кубический сантиметр объема двигателя. 15 марта 1993 г. был утвержден Импортный таможенный тариф, вступивший в действие с 1 апреля 1993 г. [17]. Новый тариф предусматривал обложение таможенными пошлинами импортных товаров независимо от даты заключения контракта. Физическим лицам, постоянно проживающим на территории РФ, устанавливался беспошлинный ввоз товаров в сопровождаемом и несопровождаемом багаже общей стоимостью до 5 тыс. долларов США (за исключением транспортных средств). Эта норма распространялась и на товары, пересылаемые из-за границы международными почтовыми отправлениями, а также на иностранных граждан. 122

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz