Golovin_VV_-_Istori`ya_Murmanskoy_tamo`zhni_1919-2005_-_2006

Глава 5: 1991-1993 годы § 1: Переходный период Во-первых, упразднялись различия уголовной и административной контрабанды. Контра­ банда теперь являлась только уголовно-наказуемым деянием и преследовалась в соответствии с уголовным законодательством. Во-вторых, дела о нарушении таможенных правил, совершен­ ных физическим лицом в отношении должностного лица таможенного органа, или юриди­ ческими лицами, рассматривались народным судом либо судьей по административному и исполнительному производству. В третьих, предоставлялось право таможенным органам вносить предложения юридическим лицам по устранению причин и условий, способствовавших совершению нарушений таможенных правил. В четвертых, таможенные органы наделялись правом использования метода «контролируемой поставки» в целях пресечения международного незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ, а также выявления лиц, участвующих в этом обороте. Закон «О таможенном тарифе» состоял из четырех разделов: общие положения; таможенные пошлины и их виды; освобождение от таможенной пошлины, тарифные льготы и преференции; заключительные положения [2]. Тарифом устанавливался систематизированный свод ставок таможенных пошлин, таможен­ ная стоимость товара и определение страны происхождения товара. Впервые в таможенном законодательстве СССР предусматривалось таможенно-тарифное регулирование перемещения товаров через границы свободных таможенных зон и условно-беспошлинный ввоз/вывоз товаров. В целом правовые категории, нормы, институты таможенного законодательства 1991 г., такие как - понятие и содержание таможенного дела, определение таможенного тарифа, классификация таможенных пошлин, система таможенных органов, специфика таможенного контроля - будут в дальнейшем использованы при подготовке Таможенных кодексов 1993 и 2003 гг., а также других нормативно-правовых актов Российской Федерации. Между тем, деятельность таможенной службы России в 1991-1993 гг. осложнялась политически­ ми и экономическими процессами, происходившими в государстве. После распада СССР в декабре 1991 г. в РСФСР осталось 20 % действующих таможен, при том, что доля товарооборота во внешней торговле превышала 50 %. В этих условиях ГТК России разработал программу развития российской таможенной службы, рассчитанную на несколько лет. Предусматривалось создание в 1992-1993 гг. 227 таможен, из них 201 внутри страны и только 26 на границе. Планировалось привлечь на работу в таможенную систему к имеющейся численности в восемь тысяч действующих таможенников еще 15 тыс. человек [3]. В связи с новыми подходами были пересмотрены взгляды на таможенную политику, основы которой составили три основополагающих принципа. Первый из них состоял в том, что возрождался опыт дореволюционной России. При этом таможенные органы становились органами экономической защиты как внутри страны, так и на границе. Второй принцип исходил из того, что таможенная служба ориентировалась на сближение с соседними странами путем упрощения и унификации таможенных процедур в соответствии с мировым опытом. Третий принцип предлагал перенос таможенного контроля с линии государственной границы внутрь страны, где оформлялась основная масса внешнеторгового грузооборота [4]. Началом создания таможенной службы России можно считать распоряжение Президента России от 25 августа 1991 г. «О деятельности таможенной службы на территории РСФСР» [5]. Затем президентским Указом от 25 октября 1991 г. был образован центральный таможенный орган Российской Федерации - ГТК России [6]. Важным шагом в определении правового статуса ГТК России был Указ Президента РФ от 28 ноября 1991 г. «О реорганизации центральных органов государственного управления РСФСР», в соответствии с которым таможенное ведомство включалось в российскую исполнительную структуру и, следовательно, отделялось от системы таможенных органов СССР [7]. Следующим Указом от 30 сентября 1991 г. «О системе центральных органов федеральной исполнительной власти» ГТК России вместе с другими российскими ведомствами образует систему органов межотраслевого регулирования, а председатель ГТК входит в состав российского прави­ тельства [8]. 121

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz