Golovin_VV_-_Istori`ya_Murmanskoy_tamo`zhni_1919-2005_-_2006

В. В. Головин История Мурманской таможни. 1919-2005 гг. ГЛАВА 5. МУРМАНСКАЯ ТАМОЖНЯ: 1991 -1993 годы § 1. Переходный период Существенные изменения в деятельность Мурманской таможни внесли положения Таможенного кодекса и Закона «О таможенном тарифе», принятые в 1991 году. Верховным Советом СССР 26 марта 1991 г. был утвержден, а с 1 июля 1991 г. введен в действие Таможенный кодекс Союза ССР [1]. Новый кодекс кардинально изменил систему управления и структуру таможенной службы. Была легализована фактически уже сложившаяся трехзвенная система таможенных органов: центральный таможенный орган - региональное таможенное управление - таможни и таможенные посты. Центральным таможенным органом стал Таможенный комитет. Региональным таможенным управле­ нием, в зону деятельности которого входила Мурманская таможня, являлось Северо-Западное управление в Ленинграде (Санкт-Петербурге). Система таможенной службы была ориентирована на экономическую модель регулирования внешнеэкономических связей. Кодекс предусматривал создание двух оперативных координационных структур - Таможенно-тарифного совета и Координационного совета по борьбе с международным незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Впервые в законодательстве таможенные учреждения стали именоваться таможенными органами. Кроме того, они стали являться и органами дознания по делам о контрабанде, что внесло изменение в структуру Мурманской таможни. 11 июня 1991 г. в составе отдела по борьбе с контрабандой была образована группа инспекторов-дознавателей. Раньше квалифицированных дознавателей в таможне не было, и по этой причине ряд сотрудников ОБК был направлен на обучение в другие правоохранительные органы страны. Так в период с марта по июнь 1991 г. старший инспектор А.С. Мильченко и начальник отдела В.В. Головин прошли специальную 2-х месячную подготовку в Горьковской высшей школе милиции по специаль­ ности таможенный дознаватель. Таможенный кодекс 1991 г. состоял из девяти разделов, что было на семь разделов больше, чем в кодексе 1964 г. Помимо общих положений, структура кодекса определяла порядок пере­ мещения и пропуск через границу товаров и иных предметов; таможенный контроль; таможенную пошлину и таможенные сборы; таможенное оформление; порядок льготного перемещения предметов иностранными лицами; контрабанду и нарушение таможенных правил; распоряжение товарами и иными предметами; действия международных договоров в сфере таможенного дела. Главными задачами таможенных органов были: 1) обеспечение соблюдения законодательства о таможенном деле; 2) применение таможенно-тарифного регулирования, осуществление разреши­ тельного порядка перемещения через границу товаров и внесение в союзный бюджет таможенных платежей; 3) совершенствование таможенного контроля и таможенного оформления, а также создание условий, способствующих ускорению товарооборота и пассажирооборота через границу СССР; 4) борьба с контрабандой и нарушениями таможенных правил, пресечение незаконного оборота через границу наркотических средств, оружия, предметов старины и искусства, объектов интеллектуальной собственности, оказания содействия в борьбе с международным терроризмом и пресечение незаконного вмешательства в аэропортах СССР в деятельность международной гражданской авиации; 5) ведение таможенной статистики; 6) содействие развитию внешне­ экономических связей Союза ССР, республик, регионов; 7) содействие в защите интересов советских потребителей ввозимых товаров; 8) обеспечение информированности в области таможенного дела, подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров; 9) обеспечение выполнения обязательств СССР по международным договорам в области таможенного дела; 10) проведение научно-исследовательских работ и консультирование по таможенному делу. Новшеством в Таможенном кодексе 1991 г., в сравнении с предыдущими таможенными законами СССР (1924, 1928, 1964), были вопросы, касающиеся таможенных правонарушений. 120

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz