Golovin_VV_-_Istori`ya_Murmanskoy_tamo`zhni_1919-2005_-_2006
Глава 1: 1919-1925 годы § 2: Становление таможни Строительство Мурманского морского порта не смогло оказать большого влияния на ход войны и положения дел в России, но имело существенное значение для внешнеэкономического развития Кольского края и создания самостоятельного таможенного органа в Мурманске. Таким образом, предпосылки образования Мурманской таможни были тесно связаны с политиче скими и экономическими процессами в России начала XX века. Тяжелые обстоятельства Первой Мировой войны вынудили российское правительство финансировать обустройство Мурманского морского порта и создание таможенного органа в Мурманске, правда, первоначально, в составе Архангельской таможни. § 2. Становление таможни Мурманская таможня 1-го класса 4-го разряда образована 11 декабря 1919 года [10]. В ее структуру входил таможенный пост в Коле. Штат таможни составлял 25 единиц, но в наличии имелось только 7 служащих бывшего таможенного надзора. Управляющим таможни назначен С.Л. Деменчук, заместителем Е.М. Богданов, пакгаузным и корабельным смотрителем - В.Г. Артюха, его помощ никами - С.А. Рыбасенко, И.Р. Леонов, бухгалтером - М.С. Терентьев, казначеем - А.Н. Ефремов. Управляющий Архангельской таможни обладал правами контроля по отношению деятельности таможни в Мурманске. 1-й класс таможни обозначал ее статус (категорию) в системе таможенных органов, разряд - направление ее деятельности (портовый). Таможенная система РСФСР того времени состояла из ГУТК НКТП, таможенных округов, таможен 1, 2, 3 классов, таможенных застав и таможенных надзоров. Повышение статуса таможенного органа, из временного таможенного надзора в постоянную таможню 1-й категории, говорило о значимости Мурманска и предопределяло ему будущее передового российского портового города. Образование Мурманской таможни и ее становление как самостоятельного таможенного органа происходило в сложнейший для государства период. В стране бушевала гражданская война. Русский Север был интернирован войсками Антанты. В молодой Советской республике в области таможенного дела руководствовались декретами СНК, которые «де-юре» распространялись на всю территорию РСФСР, в том числе и Кольский край, а «де-факто» - до 21 февраля 1920 г. на Кольском полуострове действовали законы Российской империи и нормативно-правовые акты Временного правительства Северной области. В то время в Мурманске хозяйничали иностранные интервенты и белогвардейцы. Рабочие и матросы, интеллигенты и чиновники, офицеры и солдаты открыто возмущались жестоким оккупационным режимом, попранием чести и достоинства русского человека, откровенным произволом, когда без суда и следствия могли не только посадить в тюрьму, но и расстрелять. Помимо всего, в городе были тяжелые условия жизни, плохое снабжение и питание. На пред приятиях проходили забастовки, а в дни юбилеев и праздников организовывались демонстра ции и митинги. В Мурманске была создана подпольная организация, которая провела 21 февраля 1920 г. вооруженное восстание и на территории края была установлена Советская власть. На следующий же день после восстания состоялось общее собрание солдат, рабочих и служащих Мурманска, где был избран Временный исполнительный комитет. В него вошел один из руководи телей восстания - Г.И. Радченко, который с марта 1920 г. являлся комиссаром порта и таможни. Документально не подтверждено, что служащие Мурманской таможни принимали участие в восстании, несмотря на наличие у них оружия в количестве 17 шашек с портупеями в кожаных ножнах, 3 револьверов, 52 револьверных патронов, 9 винтовок калибром 7,62 мм и 2 штыков к ним. В кассе имелось в наличии 149 075 руб. казенных денег. Под охраной таможни находились различные импортные металлы весом до 37 300 пудов, а так же станки, машины, сталь и различного конфискованного товара стоимостью 1 млн. рублей. Из технических средств таможенного контроля имелись десятичные весы - 3 шт., из них: 1 шт. - до 35 пудов и 2 шт. - до 75 пудов, а так же 20 гирь к ним [11]. 11
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz