Golovin_VV_-_Istori`ya_Murmanskoy_tamo`zhni_1919-2005_-_2006
Глава 4: 1964-1991 годы § 1: Унификация таможенных правил В портах Финляндии, помимо водки, ценились болгарские сигареты «БТ», стоившие в СССР четыре рубля блок (10 пачек), а в Финляндии - 50 марок. Стоимость стандартной магнитолы не превышала 300 финляндских марок, а в СССР ее цена возрастала до 1000 рублей. На Канарских островах повышенным спросом пользовался баббит (сплав из твердых металлов), применяемый в судовом ремонте. Стоимость 1 кг баббита не превышала в СССР 4-х руб., а в Испании доходила до 1000 песет - цене двух джинсовых брюк. В Мурманске баббита в свободной продаже не было, зато его имелось в изобилии на судоремонтных заводах. Предприимчивые моряки вывозили за границу десятками килограммов таких металлов и обменивали их за границей на дефицитные товары с последующим ввозом в СССР в тайниках и без уплаты пошлин. Все эти выводы позволяли таможенникам определять конкретные цели досмотра и успешно реали зовывать их. Время на сокрытие товаров отводилось морякам на период перехода из иностранного порта до Мурманска в течение от одной до двух недель, а сотрудникам таможни давалось на его обнаружение не более 2-х часов. По оценкам специалистов на морском судне существует до 40 тысяч вероятных мест сокрытия предметов контрабанды, на автомобильном транспорте - до 20 тысяч, а в багаже и одежде - до 1 тысячи. На судне для провоза контрабанды использовались труднодоступные места: пустоты боковых переборок (стен) в каютах; межпалубные пространства трюмов; подволоки (потолки) мест общего пользования; судовые танки (топливные, водяные баки); коффердамы (межтанковые емкости); пространства под пайолами (полом) машинного отделения; отстойные колодцы кладовых, рыбных цехов, трюмов и др. В автомобильно-грузовом транспорте: холодильные агрегаты и вентиляционные шахты рефрижераторов; фильтры для очистки воздуха, моторное отделение, полое пространство за фарами, встроенными в бампер; среди груза в опломбированных прицепах; пространство между кузовом и внутренней обшивкой кабины водителя; пространство под полом и поворотной стойкой и т.д. В багаже: двойное дно дорожной сумки; пустоты трубок багажной тележки; рукоятки чемоданов; подкладку верхней одежды; специально изготовленный пояс, одетый на пассажире и т.п. В качестве примеров скрытого провоза предметов на автомобильном и морском транспорте, можно привести материалы уголовных дел о контрабанде, рассмотренных в народных судах Мурманска в 1981-1984 годах [47]. В 1979-1981 гг. водитель финского авторефрижератора семь раз незаконно провозил через пункт Лотта контрабандные товары, скрытые в специальном хранилище за обшивкой кабины грузовика. Вероятно, он отлично знал распорядок работы таможни и КПП, так как провоз контра банды - предметов спортивной одежды - осуществлялся в зимние месяцы, в период отсутствия там сотрудников таможни. Финский гражданин реализовывал незаконно ввезенные товары через жителей Мурманска, а вырученную валюту вывозил домой. По решению суда он был выдворен в Финляндию без права въезда в СССР, а группа советских граждан осуждена на различные сроки заключения. В сентябре 1980 г. сотрудниками таможни при досмотре жилой каюты чехословацкого теплохода «Кошица» в тайнике между кроватью и переборкой судна были обнаружены 14 двухкилограм мовых банок с черной икрой, предназначенных к нелегальному вывозу в Германию. В ходе следствия было установлено, что икру на борт судна доставили через лаз в заборе порта несколько жителей Мурманска, в том числе бывший сотрудник таможни (ранее уволенный за недоверие). В обмен на икру «бизнесмены» получили от моряков большую партию джинсовых изделий, после чего были задержаны компетентными органами. Товар конфисковали, иностран цев выдворили из страны, а граждан СССР осудили на большие сроки заключения с конфиска цией имущества. В октябре 1982 г. группа моряков на траулере «Старобельск» нелегально вывезла в Испанию 83 кг баббита, а на траулере «Солнечногорск» - 68 кг баббита, 16 кг свинца и 4 кг ртути. В обмен на металлы были приобретены промышленные товары, которые в марте 1983 г. нелегально ввезены в СССР. На «Старобельске» - внутри водяного танка в носовой части судна, на «Солнечногорске» товар был спущен в Кольский залив в пластиковом мешке на буях с целью извлечения его из воды после таможенного оформления судна. 107
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz