Golovin_VV_-_Istori`ya_Murmanskoy_tamo`zhni_1919-2005_-_2006

В. В. Головин История Мурманской таможни. 1919-2005 гг. Очень эффективно в этом деле использовались флуоресцентные фломастеры, которые позволяли производить невидимые пометки на болтах горловин топливных и водяных танков, винтах переборок, графах таможенных деклараций. При приходе на судно сотрудник таможни с помощью флуорес­ центного фонаря проверял эти пометки и, в случае их нарушений, вскрывал объект досмотра или проводил опрос, если дело касалось таможенной декларации. Одним из главных факторов выявления контрабанды являлось изучение конструктивных особенностей морских транспортных средств. Для этих целей использовались схемы различных типов судов с отметкой на них вероятных мест сокрытия предметов контрабанды. Сотрудниками оперативных смен были подготовлены папки-файлы и наглядные стенды с различными схемами торговых и рыбопромысловых судов. Перед выходом на судно сменой детально изучалось его строение, и намечались конкретные места таможенного досмотра. После прихода с судна в таможне практиковался разбор проведенного досмотра с обсуждением достигнутых результатов и пометкой на схемах новых мест сокрытия предметов контрабанды. Кроме того, руководством таможни организовывались постоянные практические занятия по изучению конструктивных особенностей транспортных средств конкретно на местах досмотра. Особенно это касалось вновь построенных судов для Мурманского бассейна или судов других пароходств, впервые пришедших в Мурманский порт. Занятия проводили опытные механики и штурмана исследуемых судов, при этом обсуждались вероятные места сокрытия контрабанды и правила техники безопасности. Только в первой половине 80-х гг. было проведено более 10 практических занятий, что в дальнейшем значительно сказалось на показателях досмотровой работы. Такая практика давала огромный профессиональный опыт для вновь принятых сотрудников таможни. После теоретического изучения схемы и практического осмотра судна оставалось только запомнить вероятные места сокрытия контрабанды и при досмотре проверить их, что, как правило, давало положительный результат. Недаром многие моряки поражались высокому профессионализму мурманских таможенников в сравнении с работой других портовых таможен СССР. Для выявления контрабанды таможней широко использовались ТСТК: телескопические зеркала, металлические щупы, наборы отверток. Поиску контрабанды способствовало обнаружение свежих отпечатков пальцев на пыльных поверхностях, новых заусенцев на крепежных винтах, неправильное закрепление обшивок, арматуры, а иногда и суровые погодные условия Заполярья. Если судно приходило и оформлялось на рейде в холодный, снежный день, то контрабанду следовало искать на палубе под предметами, засыпанными снегом или покрытыми льдом. Если это была туманная ночь, то контрабанда могла быть подвешена на веревках за бортом судна или опущена в воду залива, что подтверждает конкретный пример. Так, в ночь на 21 января 1983 г. при таможенном досмотре научно-исследовательского судна «Всеволод Березкин» старшим инспектором А.К. Бабичевым была обнаружена контрабанда, спущенная в воду с кормы судна на капроновой нити. Когда из воды извлекли пакет с товаром, то в нем оказалась дорогостоящая кожаная куртка и новая рыболовная сеть, которая использовалась вместо грузила. Наименование характерных контрабандных товаров определялось по портам заходов судна во время рейса. Если это была Европа, то объектами контрабанды являлись дамские парики, радиоаппаратура или порнография. Из портов Канарских островов в основном нелегально привозили дешевые джинсовые и вельветовые изделия, платки, зонты, мохер. Из Южной Америки - нутриевые шубы и дубленки. Из Скандинавии - иностранную валюту, вырученную от продажи спиртных напитков, и т.д. Например, бутылку советской водки стоимостью 3,87 рубля продавали в Норвегии за 20-30 долларов. В некоторых портах моряки умудрялись в ночное время суток получать за бутылку водки 1000 крон, что составляло эквивалент 130 долларов США или около 300 немецких марок ФРГ. Если стоимость дамского парика в Гамбурге равнялась 8-10 маркам ФРГ, то в СССР такой парик стоил до 90-120 рублей, что приносило фантастические дивиденды. В портах Южной Америки котировались советские фотоаппараты «Зенит» стоимостью 90-130 рублей. Этого хватало, чтобы поменять его на дамскую шубу из нутрии рыночной стоимостью в СССР свыше 1000 рублей. 106

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz