Golovin_VV_-_Istori`ya_Murmanskoy_tamo`zhni_1919-2005_-_2006

Глава 4: 1964-1991 годы § 1: Унификация таможенных правил (129 - иностранных марок), в 1980 г. - 197 шт., в 1981 г. - 72 штуки. Уменьшение ввоза автотранспорта в 1981 г. объясняется установлением с ноября 1980 г. пошлин на ввоз автомашин иностранных марок. Номенклатура внешнеторговых грузов, пропускаемых через Мурманский порт, оставалась прежней, как и в 70-е гг. По-прежнему на экспорт вывозились апатитовый и железорудный концентрат, оборудование, сельскохозяйственные машины, ткань, цемент, оконное стекло. По импорту ввозился металлопрокат, кожсырье, оборудование, зерно, сахар. Экспортные грузы выпускались за границу в соответствии с грузовыми списками или погрузочными поручениями, а импортные - на основании копий разнарядок, выдаваемых по поручению МВТ Мурманской конторой В/О Союзвнештранс. Необычный импортный груз был оформлен таможней в 1982 году. 8 октября 1982 г. к причалу № 11 Мурманского торгового порта ошвартовалось голландское спасательное судно «Стефанитурм» с 431 золотыми слитками на борту. Это было золото с затонувшего в мае 1942 г. в Баренцевом море британского крейсера «Эдинбург». Слитки, весом более пяти тонн, были подняты водолазами с глубины 250 метров. Часть золота была выгружена в Мурманске и направлена в Государственное хранилище в Москву, а другая часть была вывезена за границу в качестве вознаграждения иностранным спасателям. Небольшие объемы внешнеторговых грузов, по сравнению с Мурманским портом, пере­ мещались через границу в портах Белого моря, а также через пограничные пункты Лотта и Борисоглебск. В основном там следовала на экспорт древесина, мороженая рыбопродукция и поддоны, а на импорт - металлические трубы (только в Кандалакшу). В 1980-1985 гг. через порты Белого моря проследовало 215 советских судов загранплавания, заход иностранных судов туда был запрещен. В Лотте пересекло границу 37 783 единицы автотранспорта, а в Борисоглебске - 1484. Между тем, иностранные автомашины, следовавшие через норвежскую границу, могли доезжать только до Никеля, так как автомобильное шоссе на Мурманск было закрыто для зарубежных граждан. Иностранцы продолжали движение от Никеля внутрь страны по железной дороге. Обустройство пунктов пропуска на финляндской и норвежской границах оставляло ждать лучшего. В Лотте это был щитовой дом без постоянного отопления и электричества, а в Борисоглебске - бывший вагон. Только в 1983 г. в Лотту провели электрический свет с финской стороны, а в Борисоглебске вагон заменили на два, соединенных вместе, переносных домика. Постоянных сотрудников таможни в этих пунктах не было. В Лотте таможенный контроль осуществлялся служащими таможни в период с марта по ноябрь. В остальные месяцы пропуск транспортных средств, пассажиров и грузов осуществляли пограничники, так как Таможенным кодексом такая функция была предусмотрена. Оформление морских судов в Мурманске производилось, как правило, на рейде Кольского залива, куда досмотровые комиссии доставлялись катером. Переходы на суда и обратно занимали 40-45 минут в одну сторону, а при наличии туманов в зимнее время - до 1,5 часов. По этой причине, основную часть рабочего времени оперативные сотрудники таможни проводили на рейде. Учитывая, что Кольский залив зимой не замерзал, то оформление судов проводилось круглосуточно и круглогодично. В летний и осенний периоды судов было больше, так как через Мурманский порт следовало много транзитных грузов Северным морским путем. Оперативный состав таможни работал в 4 смены по 5-6 человек. В досмотровой работе применялся дифференцированный метод. Суда, приходившие из социалистических стран, оформля­ лись 1-2 работниками, а из других стран - усиленным нарядом. При наличии информации о предполагаемом провозе контрабанды или прихода больших судов типа БМРТ, БАТ, ППР, ТР и плавбаз из портов Испании, Канады или Западной Европы, таможенные наряды усиливались сотрудниками других смен с последующим предоставлением отгулов. Перед выходом на судно старший смены проводил инструктаж и разбирал процесс досмотра с участием смежных служб (КГБ, МВД и т.д.). В таможне существовал журнал по учету наблюдений и замечаний по судам и судовым командам. После отхода судна за границу вся информация записывалась в этот журнал, в том числе, описывались наиболее вероятные места сокрытия контрабанды. При возвращении судна в Мурманск такие данные значительно облегчали досмотровую работу таможни и способствовали поиску контрабанды. 105

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz