Golovin_VV_-_Istori`ya_Murmanskoy_tamo`zhni_1919-2005_-_2006

В. В. Головин История Мурманской таможни. 1919-2005 гг. Первоначально таможенный надзор располагался на пароходе «Королева Ольга Констан­ тиновна» Мурманского срочного пароходства и функционировал в зимний период, когда навигация в Архангельском порту была закрыта. Позднее, надзор находился в бараке № 422 около причалов морского торгового порта. Обустройство таможенников оставляло желать лучшего. Для них в одном из деревянных бараков порта было выделено 2 комнаты площадью 25 кв. саженей (1 кв. сажень - 4,54 кв. м), одну из которых занимал управляющий, а во второй находилось дежурное помещение. Постоянное место проживания практически отсут­ ствовало, и таможенники ютились во временных строениях и железнодорожных вагонах. Основная работа у них была в зимний период, а летом большая часть сотрудников уезжала домой в Архангельск. Зима 1916-1917 гг. была холодной и снежной. Морозы нередко доходили до 30-градусной отметки, а бураны так переметали дорогу, что останавливалось всякое движение. Порт работал с предельным напряжением, так как из-за границы постоянно прибывали суда с военными гру­ зами. Только за первые два месяца 1917 г. таможенным надзором было оформлено 16 судов под флагами Англии, Франции и России. В январе 1917 г. в порту было принято 51 600 тонн различных грузов, в феврале - 66 455 тонн. Всего за 1917 г. в Мурманск прибыло 593 339 тонн грузов, что превысило более чем в 13 раз объем импорта по сравнению с 1916 годом [6]. В 1917 г. грузы с Мурмана отправлялись внутрь России двумя путями: по железной дороге через Кандалакшу к Петрограду и на пароходах - в Архангельск. Благодаря мощным ледоколам, купленным в Англии, проводка судов к Архангельску не прекращалась в течение всей зимы 1916- 1917 годов. В 1918 г. в Мурманский порт доставлено 699 435 тонн груза и принято 95 российских и иностранных судов с углем, сельдью, рыбными и мясными консервами, спичками, разборными домами, воинским снаряжением [7]. В 1919 г. таможенным надзором было оформлено в порту 171 судно под флагами России, Великобритании, Франции и Норвегии с грузом провизии, угля, бензина, керосина, бумаги, картофеля, молока, овса, станков, а также багажа английских солдат из оккупационных войск. Всего в 1919 г. в порту было выгружено 494 729 тонн различных товаров. На экспорт из Мурманска в 1919 г. вывозился в основном строительный лес в Норвегию [8]. 13 декабря 1918 г. руководство таможенным надзором принял коллежский советник Е.М. Богда­ нов. 11 сентября 1919 г. управляющим надзором назначен коллежский советник С.Л. Деменчук. Примечательно, что в 1919 г. в состав служащих таможенного надзора был принят в качестве телефониста и разносчика служебных бумаг сын С.Л. Деменчука - Лев Деменчук, который затем проходил службу на Кандалакшском таможенном посту и в Петрозаводской таможне [9]. Временный таможенный надзор Архангельской таможни просуществовал в Мурманске более трех лет. 11 декабря 1919 г. на его базе была создана постоянная Мурманская таможня. Первым судном, оформленным таможней в этот день был норвежский бот «Кайрень» (капитан П. Анти), доставивший в Мурманский порт из Варде (Норвегия) груз весом 263 пуда (1 пуд - 16,381 кг). Война, начавшаяся в 1914 г., создала ситуацию, которая высоко подняла государственное значение Мурмана. Заброшенный ранее край привлек внимание правящих верхов России исключи­ тельной удобностью морских внешнеторговых связей со странами Западной Европы и Америки. Необходимость получения от союзников военных поставок побудила царское правительство выделить деньги на строительство железной дороги и морского порта в Кольском заливе. С постройкой железной дороги была ликвидирована оторванность Мурмана от центра России в период прекра­ щения навигации в Белом море. Экономически Кольский край стал тяготеть не к Архангельску, а к Петрограду. Изменилось смысловое значение термина «Мурман». На протяжение веков жители Севера называли Мурманом побережье Кольского полуострова к западу от Святого Носа до границы с Норвегией, в том числе район морских тресковых промыслов. Теперь все чаще в понятие «Мурман» стали включать, кроме того, полосу железной дороги от Кандалакши до Колы, а иногда и весь Кольский полуостров. 10

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz