Golovin_VV_-_Istori`ya_Murmanskoy_tamo`zhni_1919-2005_-_2006
Глава 1: 1919-1925 годы § 1: Предыстория образования В то время на Кольском полуострове функционировали таможенные учреждения в Ковде, Керети, Поное, Умбе и Кандалакше, расположенные по берегу Белого моря [3]. Таможенная застава в селе Ковда в составе управляющего, двух его помощников, канцелярского чиновника и восьми досмотрщиков была учреждена 23 апреля (6 мая) 1893 г. К этой же дате относится образование таможенного поста в селе Кереть. Предписанием Департамента таможенных сборов от 2 октября (15 октября) 1899 г. в селении Поной Александровского уезда с 1900 г. был открыт временный таможенный пункт. В 1899-1900 гг. был основан таможенный надзор в селе Умба, который в 1913 г. преобразован в таможенную заставу. 11 мая (24 мая) 1916 г. была учреждена таможенная застава в порту Кандалакша. Подчинялись данные учреждения управляющему Архангельской таможни, который обладал правами начальника таможенного округа. Если таможенные органы в Ковде, Керети и Умбе осуществляли, в основном, контроль за вывозом лесоматериалов, то таможенная застава в Кандалакше занималась таможенным оформлением импортных грузов. В виду отсутствия таможенного учреждения в Мурманском порту, поступающие из-за границы грузы направлялись железной дорогой от Колы до Кандалакши без таможенного досмотра. В Кандалакше они проходили таможенное оформление и отправлялись морским путем до портов Кемь и Сорока (Беломорск) под ответственность капитанов судов, а оттуда после осмотра и оплаты пошлиной перевозились по Петрозаводско-Сорокской железной дороге до места назначения внутрь России. В период летней навигации импортные грузы доставлялись из-за границы непосредственно в Кандалакшский порт. Только в 1916 г. таможенной заставой было оформлено на приход 150 паровых и 20 парусных судов, переработано 135 302 тонн грузов (вооружение, боеприпасы, керосин, уголь, соль, продукты питание и др.). На отход было оформлено 170 морских судов и 13 797 тонн вяленой рыбы [4]. Тем не менее, Мурманский берег оказался самым удобным районом для прямых контактов с союзниками из-за круглогодично незамерзающего Кольского залива. Все эти факторы подняли экономическую значимость Мурманска, образованного 21 сентября (4 октября) 1916 г. как Романов- на-Мурмане и вывели его на первое место среди населенных пунктов Кольского Севера. Рождение города, железнодорожной станции и морского порта требовали наличия собственного таможенного органа. Учитывая, что Кольский полуостров входил в состав Архангельской губернии, то 28 октября (10 ноября) 1916 г. Департаментом таможенных сборов было поручено управляющему Архангельской таможни организовать на станции Мурман временный таможенный надзор для контроля за перемещением через границу экспортно-импортных грузов [5]. В ноябре 1916 г. из состава Архангельской таможни были откомандированы в Романов-на- Мурмане 12 штатных чиновников, 4-х канцелярских чиновников и 12 досмотрщиков. Первым управляющим таможенного надзора стал коллежский советник М.К. Порембский. В первоочередные обязанности таможенников входили прием, досмотр и выпуск грузов, провозимых через Кольский полуостров для нужд государственной обороны. Прибывающие на Мурман предметы вооружения для воинских частей (пушки, ружья и т.п.), а равно и боевые припасы (порох, пули, патроны и т.п.) пропускались через границу в упрощенном порядке по коносаментам, без вскрытия для проверки заявленных грузовых мест и без выполнения всех необходимых таможенных формальностей. Досмотр прочих грузов военного значения (металлов и разных мате риалов для изготовления предметов военного снаряжения) производился по фактурам, специфика циям или коносаментам, если содержащиеся в них сведения были достаточными для исчисления таможенной пошлины. Для ускорения пропуска грузов, взвешивание товаров по партиям производи лось в ограниченных количествах. Выпуск импортных грузов осуществлялся в Мурманском порту после выполнения всех таможен ных процедур, транзитные отправки товаров во внутренние таможни органы не рекомендовались. В случае направления грузов внутренним таможенным транзитом ответственность за перевозку возлагалась на перевозчика - железную дорогу. Через границу следовали также иностранные войска и пассажиры из Великобритании и Норвегии. Импортные грузы вывозились затем в Архангельск и предназначались для Британского адмиралтейства, которое руководило коалиционными вооружен ными силами на Русском Севере. 9
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz