Golovin_VV_-_Istori`ya_Murmanskoy_tamo`zhni_1919-2005_-_2006

В. В. Головин История Мурманской таможни. 1919-2005 г. ГЛАВА 1. МУРМАНСКАЯ ТАМОЖНЯ: 1919 -1925 годы § 1. Предыстория образования Исторические предпосылки образования таможни в Мурманске тесно связаны с политическими и экономическими процессами, имевшими место в России во втором десятилетии XX века. 1 августа 1914 г. началась первая мировая война, продолжавшаяся 4 года, 3 месяца и 10 дней, в которой участвовали 38 государств, в том числе и Россия. В боевых действиях русские войска принимали участие в составе армий стран Антанты (Англии и Франции) против войск Тройственного союза Германии, Австро-Венгрии и Италии. Русским не хватало оружия и боеприпасов, военной техники и амуниции, которые можно было получить от союзников. Порты Балтийского и Черного морей были блокированы противником, а дальневосточные гавани находились далеко от европейских военных событий. Наиболее близким и свободным выходом России в Западную Европу был Архангельский порт, но пропускная способность его была невысокой, так как Белое море зимой покрывалось труднопроходимым льдом. Все эти обстоятельства заставили царское правительство срочно решать вопрос о проведении железной дороги на побережье незамерзающего Баренцева моря для создания морского порта в Семеновской бухте Кольского залива. По данным архивных источников, днем начала строительства Мурманского торгового порта следует считать 19 июня (2 июля) 1915 г. В этот день началась постройка свайно-эстакадной (железнодорожной) пристани на Семеновских островах в Кольском заливе с длиной причального фронта в 54 метра (ныне центральная часть первого района порта). В 1916 г. приступили к постройке двух следующих причалов, а к весне 1917 г. было сооружено еще три причала. К концу 1918 г. были построены причалы № 6 и № 7, а также лихтерная пристань. Одновременно производились работы по сооружению складов, жилых домов (бараков), водопровода, электростанции и прочих служб порта. Судовой ремонт обслуживался плавучими мастерскими. Первое судно в Мурманском порту пришвартовалось к железнодорожной пристани 19 августа (1 сентября) 1915 г. Это был пароход «Дротт» под флагом США, доставивший из Нью-Йорка различные грузы для строительства железной дороги. Первый поезд прошел по линии Семеново- Кандалакша 23 апреля (6 мая) 1916 г. Весь железнодорожный путь до Петрозаводска был принят в эксплуатацию 15 (28) ноября 1916 г. [1]. С наступлением зимы 1915-1916 г. импортные военные грузы стали идти не в Архангельск, а в Кольский залив - в Александрова (Полярный), Семеново (Мурманск) и Дровяное. Причальных приспособлений для приема судов было очень мало. Корабли подолгу стояли на рейде, ожидая разгрузки. К 23 февраля 1916 г. в заливе скопилось 37 коммерческих пароходов, в том числе 17 английских, 2 французских и 2 американских. Некоторые из них разгружались на русские суда прямо на городском рейде. В период с 24 ноября 1915 г. по 23 марта 1916 г., Мурманский порт принял и разгрузил 11 судов. Было выгружено 28 043 тонн различного оборудования, каменного угля, вооружения и боеприпасов. В летнюю и осеннюю навигацию 1916 г. было обработано около 20 пароходов. Всего в 1916 г. через порт проследовало 42 763 тонны импортных грузов [2]. Мурманская железная дорога, ввиду ее недостроенности и нехватки подвижного состава, вывозила из порта до 150 тонн груза в сутки. Тысячи тонн импорта лежало на товарных площадках в порту. По этой причине использовались любые возможности доставки грузов по назначению, в том числе, через покрытое льдом Белое море и Финляндию. Так, в марте 1916 г. около 50 тысяч тонн военных грузов перегрузили на каботажные суда, которые отправились за ледоколами к острову Мудьюг в Белом море, откуда грузы перевозились гужевым транспортом к Архангельско-Вологодской железной дороге для отправки внутрь страны. Более 5 тысяч тонн вооружения и боеприпасов было отправлено из Мурман­ ского порта в Петроград по сухопутью: от Мурмана до Колы - по железной дороге, от Колы до Белой (Хибины) - на оленях, от Белой до Кандалакши - по железной дороге, от Кандалакши через Куолаярви до Рованиеми - на лошадях и далее до Петрограда - по Финляндской железной дороге. 8

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz