Golovin_VV_-_Istori`ya_Murmanskoy_tamo`zhni_1919-2005_-_2006

В. В. Головин История Мурманской таможни. 1919-2005 гг. Стало больше обращаться внимания на повышение материальной заинтересованности таможен­ ников в результатах своей работы. Если раньше премировали только за задержание контрабанды, то с 1973 г. - и за успехи в работе. В 1975 г. была повышена зарплата, в среднем на 26 %. Оклад по должности инспектора стал составлять 130-150 рублей ежемесячно, у старшего инспектора - 170 рублей. Вводилась доплата за выслугу лет до 25 % оклада, 10 % за знание иностранного языка и 15 % - за язык социалистических или арабских стран. Служащим Мурманской таможни, работавшим в условиях Крайнего Севера, помимо всего, к окладу начислялось 40 % районного коэффициента и 80 % полярной надбавки, что в сумме получалось 300-350 рублей при средней зарплате 100-150 рублей в стране. При этом ужесточались требования к кандидатам на работу в таможню. С 1 октября 1975 г. прием в таможню осуществлялся только лиц с высшим образованием, преимущественно, юридическим [8]. В 60-х - первой половине 80-х гг. в жизни Мурманска, порта и области происходят знаменатель­ ные события. 2 марта 1966 г. за успехи в развитии народного хозяйства Мурманская область награждена орденом Ленина. 7 июля 1966 г. ордена Ленина удостоен Мурманский морской рыбный порт. 28 июля 1966 г. орден Трудового Красного Знамени вручен Мурманскому морскому торговому порту. 11 февраля 1971 г. орденом Трудового Красного Знамени награжден город Мурманск. 2 декабря 1982 г. Мурманск отмечен орденом Отечественной войны I степени. 6 мая 1985 г. Мурманску присвоено почетное звание «Город-герой» с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда». В развитии внешнеторговых связей СССР, осуществляемых через Мурманский порт, происходят аналогичные тенденции, как и в масштабах страны. Годовой объем морских грузоперевозок в Мурманске в 1-й половине 60-х гг. вырос с 1,9 до 2,9 млн. тонн, переработка грузов в торговом порту - почти вдвое. В конце 60-х гг. через причалы порта шли на экспорт железная и апатитовая руда, а также их концентраты. В 60-е гг. суда Мурманского морского пароходства (обр. в 1939) посещали 150-160 портов более чем 40 стран мира. Каждое лето мурманские пароходы ходили в Голландию, Англию и Францию, куда доставляли архангельский лес. На обратном пути они везли в Мурманск импортный груз, в том числе норвежский уголь со Шпицбергена [9]. Стремительно рос рыболовецкий флот, который пополнялся новыми современными судами с большой автономностью плавания. Самым мощным флотом северного бассейна являлся Мурман­ ский траловый флот (обр. в 1920), имевший около сорока больших морозильных траулеров (БМРТ) и немалое количество других рыбопромысловых судов. Вторым предприятием рыбной промышлен­ ности было управление «Мурмансельдь» (обр. в 1949, с 1976 - Мурманрыбфлот, с 1993 — Мурманрыбпром), в составе которого находились океанские средние рыболовные траулеры (СРТ), оснащенные современной техникой - сетевыборочными машинами и линиями механизированной укладки рыбы. Впоследствии флот получил СРТ с морозильными установками и БМРТ типа «Плутоний». Третьим крупным предприятием являлась «Севрыпромразведка» (обр. в 1938), которое исследовало сырьевую базу в различных районах Мирового океана и осуществляло промысловую разведку. В 1965 г. было создано управление «Севрыбхолодфлот», обладавшее рефрижераторными транспортными судами и плавучими рыбоперерабатывающими базами типа «Даурия». Кроме этих флотов в Мурманском порту базировались промысловые суда Мурманского и Архангельского рыбакколхозсоюзов, Архангельского тралового флота, Беломорской базы государственного лова, а также других многочисленных рыболовецких предприятий и колхозов Кольского края, Архангельской области и Карелии. Помимо Баренцева моря, промысел рыбы осуществлялся в районах Северо-Западной Атлантики, у берегов Южной Америки и Африки. Рыбная продукция Мурманска в конце 60-х гг. поставлялась в 11 стран мира. Перед возвращением в Мурманск из заграничного рейса рыбаки заходили в Канаду или в порты Канарских островов (Испания) для отдыха и покупки дешевых импортных товаров. Вот тогда и расцветала вещевая контрабанда, ввозу которой препятствовала Мурманская таможня с ее немногочисленным штатом. Тем не менее, со второй половины 60-х гг. численность таможни увеличивается более чем вдвое. Если в 1964 г. в штате 12 человек, то в 1965-1966 гг. - 14, в 1966-1967 гг. - 18, в 1968-1969 гг. - 21, в конце 1969 г. - 28 человек [10]. 94

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz