Golovin_VV_-_Istori`ya_Murmanskoy_tamo`zhni_1919-2005_-_2006

В. В. Головин История Мурманской таможни. 1919-2005 гг. ГЛАВА 4. МУРМАНСКАЯ ТАМОЖНЯ: 1964-1991 годы § 1. Унификация таможенных правил Таможенный кодекс СССР 1928 г., введенный в 1929 году на заключительном этапе новой экономической политики в стране, к середине 60-х гг. значительно устарел. После длительной разработки и утверждения с 1 июля 1964 г. был введен в действие новый Таможенный кодекс Союза ССР. По сравнению с Таможенным кодексом 1928 г. он был значительно меньше по объему (120 статей, сгруппированных в три раздела) [1]. Управлению таможенным делом был посвящен первый раздел кодекса, содержащий всего семь статей. Руководство таможенным делом отнесено к ведению МВТ и осуществлялось через входящее в его состав ГТУ. Среди функций таможенных учреждений выделялись контроль за соблюдением государственной монополии внешней торговли, совершение таможенных операций и борьба с контрабандой. Устанавливалась двухзвенная система управления таможенным делом: местные таможенные учреждения (таможни и таможенные посты), подчинялись непосредственно ГТУ. Создание, реорганизация, ликвидация и установление штатной численности производилась непосредственно Министерством внешней торговли. Второй раздел кодекса содержал 88 статей, соединенных в 10 глав: 1) общие положения о таможенном контроле; 2) таможенный контроль при водных перевозках; 3) таможенный контроль при железнодорожных и автомобильных перевозках; 4) таможенный контроль при воздушных перевозках; 5) таможенный контроль за международными почтовыми отправ­ лениями; 6) таможенный контроль за вещами лиц, следующих через границу; 7) перевозка грузов из одних таможенных учреждений в другие и их транзит через территорию СССР; 8) досмотр и выпуск грузов; 9) хранение грузов и передача их для реализации; 10) таможенные сборы. В третий раздел кодекса входили 25 статей, регулирующих ответственность за нарушение таможенных правил и за контрабанду. Впервые в кодексе вводился приоритет международных таможенных правил над нормами внутреннего таможенного права в СССР (ст. 20). Также впервые вошли в кодекс таможенные правила пропуска пассажиров и грузов на автомобильном транспорте. Более квалифицированно в правовом отношении формулировались положения о контрабанде. Контрабанда делилась на два вида: наказуемая в административном порядке и наказуемая в уголовном порядке. Штрафы за административную контрабанду, налагаемые на граждан, не могли превышать 50 рублей, а на должностных лиц - 100 рублей. Штрафы не распространялись на военно­ служащих, а также на пассажиров, пересекающих государственную границу СССР. Штраф не накладывался, если со дня таможенного правонарушения прошло более двух месяцев. Предметы контрабанды подлежали конфискации независимо от времени их обнаружения. Порядок производства процессуальных действий по делам о контрабанде (осмотр, выемка, экспертиза, оценка предметов и т.д .) определялся правилами, утвержденными МВТ по согласованию с другими министерствами и ведомствами. Состав нарушения таможенных правил практически не изменился, по сравнению с Таможенным кодексом 1928 г., а штрафы за них не превышали 10 рублей - на граждан и 50 рублей - на должностных лиц. Введение Таможенного кодекса 1964 г. совпало с усилением социалистической и капиталисти­ ческой конфронтации в мире. Обстановка в Европе особенно обострилась после ввода в Чехосло­ вакию в августе 1968 г. войск стран Варшавского договора. Но, несмотря на обострившуюся международную обстановку, внешнеторговые связи Советского Союза расширялись и во 2-й полови­ не 60-х гг. и еще более быстрыми темпами - в 70-е - первой половине 80-х гг., что видно из таблицы 4.1 [2]. 92

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz