Golovin_VV_-_Istori`ya_Murmanskoy_tamo`zhni_1919-2005_-_2006
В. В. Головин История Мурманской таможни. 1919-2005 гг. контроля), которая обсуждала вопросы, направленные на улучшение оперативной работы, и давала объективные рекомендации. Это положительно сказалось на производство досмотровых операций в последующие годы. В мае 1964 г. изменился порядок пропуска через государственную границу грузов военного назначения. Освобождались от таможенного досмотра все воинские штатно-табельные грузы, а также вещи, принадлежащие военнослужащим воинских частей и подразделений, следовавших в полном составе через границу СССР. Кроме всего, создание, реорганизация и ликвидация таможенных учреждений, порядок пропуска грузов и транспортных средств, а также правила таможенного контроля подлежали согласованию с Комитетом государственной безопасности при Совете Министров СССР. В зимнюю навигацию 1964-1965 гг. суда Мурманского морского пароходства начали перевозку грузов на порты Канады, и с этого времени Мурманск стал из основных портов канадской линии. За успехи в социалистическом соревновании Мурманский торговый порт в 1964 г. дважды награждался переходящим Красным Знаменем ММФ и ЦК профсоюза [139]. По планам торгового порта в 1965 г. планировалось увеличить объем работы по экспорту апатитового концентрата до 2800 тыс. тонн, железорудного - до 750 тыс. тонн. Намечалась регулярная перевозка пассажиров с норвежского острова Шпицберген в Мурманск, вывоз грузов в Норвегию и Финляндию через пункты пропуска «Борисоглебск» и «Лотта», ввоз из Финляндии оборудования для строительства гидроэлектростанции на реке Туломе, строительство автодороги от границы до поселка Верхнетуломский и др. Увеличивались экспортно-импортные поставки и в масштабах страны. В целом за 20 послевоен ных лет (1946-1965 гг.) внешнеторговый оборот СССР повысился по стоимости в 11,8 раза, а по физическому объему - в 11 раз. Советский Союз переместился с 16-го места в мировой торговле, которое занимал накануне Второй мировой войны, на 5-е (в 1963 г.) после США, Англии, ФРГ и Франции. В 1963 г. СССР торговал уже с 91 страной мира (в 1946 г. - с 39). Главным торговым партнером СССР из социалистических стран с 60-х гг. стала ГДР, из развитых капиталисти ческих - ФРГ и Англия. Если из ФРГ в СССР завозилось большое количество металлических труб для строительства нефте- и газопроводов, то в Англию из СССР - пиломатериалы [140]. Продолжал строиться и развиваться Мурманск. 22 июня 1960 г. правительство РСФСР приняло постановление «О развитии городского хозяйства г. Мурманска». Для этих целей было выделено на капитальное строительство дополнительно 486 млн. рублей. 29 апреля 1961 г. вышло постановле ние СМ РСФСР «О развитии города Мурманска», а 28 февраля 1963 г. - постановление «О развитии городского хозяйства и перспективах строительства в Мурманске» [141]. Новый генеральный план предусматривал под строительство всю территорию вдоль Кольского залива от Росты до Колы. При этом Зеленый мыс и Горелая гора разделяли Мурманск на три крупных района: северный (Ленинский), центральный (Октябрьский) и южный (Первомайский). В Мурманском порту в 1962 г. вступил в строй морской вокзал, у причалов которого ошварто вался новый пассажирский лайнер «Вацлав Боровский», построенный в Югославии. Пополнился пассажирскими катерами типа «Шкипер» и «Суворовец» портовый флот. В порту появились мощные буксиры «Кутузов» и «Кильдин». Эти суда, обладающие высокими технико-экономическими данными, положили начало новому поколению портового флота. С 1964 г. из Мурманского торгового порта стали вывозить за границу апатитовый концентрат внутренними водными путями через Баку, Выборг и Ленинград. При этом разрешение на вывоз и таможенное оформление производилось в Мурманской таможне, а таможенный досмотр и выпуск грузов - в таможенном органе на государственной границе. В связи с этим, таможня усилила контроль за хранением экспортных грузов в Мурманском торговом порту. Так, в 1964 г. составлено 24 акта КИФ на порчу, утрату, засорение внешнеторговых грузов, что на 184 % превысило показатели таможни за 1962/1963 гг. (13 актов) [142]. В 1964 г. увеличилось количество пересекаемых государственную границу советских и иностран ных граждан. Если в 1962 г. таможней было оформлено 31,5 тыс. человек, то в 1964 г. - 45,7 тыс. человек. При этом, нагрузка на одного оперативного сотрудника таможни достигла 13-14 человек в день (в 1962 г. - 10-11 чел.). Увеличение потока физических лиц выросло 90
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz