Golovin_VV_-_Istori`ya_Murmanskoy_tamo`zhni_1919-2005_-_2006

Глава 3: 1929-1964 годы § 3: Работа в мирных условиях 1 июля 1960 г. советскую границу в районе Кольского полуострова нарушил американский самолет-разведчик РБ-47, который был сбит средствами противовоздушной обороны и рухнул в Баренцево море, севернее мыса Святой Нос. Из шести членов экипажа четверо американских летчиков погибли. Живых подобрал в море советский рыболовный траулер и доставил в Мурманск. Арестованными их отправили в Москву, а затем выдали США. Стоит заметить, что впервые такой самолет-разведчик нарушил границу в районе Кольского полуострова 9 мая 1954 г., но после боя с советским истребителем-перехватчиком ему удалось безнаказанно покинуть воздушное простран­ ство СССР. Советско-американские отношения обострились до крайности в дни Карибского кризиса 1962 г. Камнем преткновения стало ядерное оружие, которое СССР тайно переплавляло на Кубу. В сентябре 1962 г. из Мурманска на Кубу отправился в заграничный рейс дизель- электроход «Индигирка» с ядерными ракетами на борту. В целях маскировки, ракеты опустили в трюм, а верхнюю палубу заставили грузовыми машинами. Кроме членов экипажа на судне были военные, переодетые в гражданскую одежду. У капитана «Индигирки» имелся приказ - ни при каких обстоятельствах не дать американцам подвергнуть судну осмотру, а при угрозе захвата - немедленно затопить его в океане. Тем не менее, задание было выполнено и «Индигирка» с грузом достигла берегов Кубы [131]. И в первом и во втором случае таможенное оформление рыболовного траулера и судно «Индигирка» осуществляли мурманские таможенники. С 1 июля 1962 г., начальником таможни назначен А.С. Романов. Функции его заместителя выполняет инспектор В.П. Соколов. В связи со сменой руководства работа таможни проверялась ревизией ГТУ, каких-либо замечаний не выявлено [132]. В июле 1962 г. были установлены процентные надбавки к должностным окладам таможенных служащих за знание иностранных языков. При положительной сдаче экзамена по 4-х летней программе Высших курсов МВТ полагалась ежемесячная 10 % надбавка сроком на 2 года. За 3 года обучения - 10 % от оклада выплачивалось в течение одного года. За 2 года обучения - 5 % надбавка устанавливалась на год. Надбавки за знание английского языка стали получать А.С. Романов, А.Г. Мягченков, В.П. Соколов, В.М. Пантелеев и П.Г. Хоняк. С 1 августа 1962 г. в очередной раз изменился штат таможни. Сокращены должности старшего инспектора, старшего бухгалтера, заведующего хозяйством, инспектора, контролера и введена новая должность - контролер-бухгалтер. С 20 октября упразднена должность шофера и в таможне осталось 12 человек. В результате этих мероприятий было сэкономлено 1400 рублей в месяц [133]. По решению ГТУ легковая автомашина была отдана Внуковской таможне, а жилой дом на Терском переулке, 11 передан на баланс Мурманского горисполкома. За счет сэкономленных средств, произведен ремонт управления таможни на улице Пушкинской, дом 7 и отремонтировано дежурное помещение в торговом порту. Помещение на Пушкинской, взятое в аренду у Рыбного порта, состояло из двух комнат и кладовой для хранения конфискатов. Оперативная смена располагалась в двух комнатах на проходной торгового порта. В 1962 г. в таможне были проведены две ревизии ГТУ. Финансово-хозяйственная деятельность таможни за 1961 г. проверялась бухгалтером Рижской таможни Г.Л. Лазданой, а оперативно­ служебная - ревизором ГТУ. Если в первом случае нарушений не выявлено, то во втором сделаны замечания по оформлению таможенной документации и необходимости повышения общего уровня культуры в оперативно-досмотровой работе таможни. Повышения культуры требовал увеличивавшийся поток лиц, пересекающих государственную границу. Ведь помимо Мурманского порта, таможенное оформление производилось в Линахамари, Кандалакше, Ковде, Керети, Кеми, Умбе, Оленегорске и в районе поселка Верхнетуломский. Только в 1962 г., при численности таможни в 12 человек, было оформлено 31,5 тыс. членов судовых команд и пассажиров, что, к примеру, в сравнении с показателями 1954 г. (15,4 тыс. чел.) увеличилось в два раза, а штат таможни при этом уменьшился на 14 человек (в 1954 г. - 26 чел.). Таким образом, нагрузка на одного оперативного сотрудника стала составлять 10-11 человек в день, при предыдущих показателях по 2-3 человека в день [134]. 87

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz