Golovin_VV_-_Istori`ya_Murmanskoy_tamo`zhni_1919-2005_-_2006

В. В. Головин История Мурманской таможни. 1919-2005 гг. В связи с деноминацией рубля изменился и курс иностранных валют. Так, доллар США стал стоить 0,90 руб., английский фунт стерлингов - 2,53 руб., 100 немецких марок ФРГ - 21,61 руб., 100 шведских крон - 17,37 руб., 100 норвежских крон - 12,62 руб., 1000 финляндских марок - 2,82 руб. и т.п. Самой дорогой валютой по-прежнему оставался египетский фунт - 2,60 рубля [128]. С 1 марта 1961 г. повышена зарплата шоферам таможенных учреждений. Тарифные ставки устанавливались в зависимости от квалификации шофера и категории автомобиля. Кроме всего, им назначались дополнительные надбавки и премии. За классность выплачивалась ежемесячная надбавка в размере 10 % - шоферам 2 класса и 25 % - шоферам 1 класса. За экономию топлива - в размере 30 % от стоимости сэкономленного топлива. За экономию автошин (за пробег серийных автомашин сверх установленной нормы) - от 16 до 20 процентов от суммы полученной экономии по шинам. За ненормированный рабочий день - от 15 до 25 процентов соответствующей части месячной тарифной ставки за отработанное время. Тем не менее, за перерасход топлива сверх нормы по вине шофера с него удерживалось 60 % стоимости перерасходованного бензина. 27 марта 1961 г. были утверждены Правила таможенного контроля за предметами ручной клади и багажа лиц, следующих через государственную границу СССР. Для пассажиров устанавливались разовые нормы ввоза вещей в пределах личной потребности, которые записывались в индивидуаль­ ную таможенную декларацию при пересечении границы. Для моряков заграничного плавания были введены годовые нормы на ввоз товаров и коллективная таможенная декларация, ответственность за заполнение которой несла судовая администрация (капитан судна). За границу разрешалось вывозить не более 30 рублей (без права расходования) и только советским гражданам. Иностранная валюта вывозилась ими по документам, подтверждающим ее законное получение в СССР или ввоз из-за границы, независимо от суммы. Иностранные граждане могли вывозить валюту (кроме советских рублей) на основании въездной таможенной декларации. При обмене ими валюты на территории СССР, в декларации банком делалась отметка и выдавалась справка, которая при выезде оставалась в делах таможни. Билеты денежно-вещевых лотерей и облигации государственных займов были запрещены к вывозу из СССР для всех категорий граждан. С 1 октября 1961 г. вступил в действие новый Таможенный тариф СССР. В нем учитывались все изменения, происшедшие в послевоенный период в мировой торговле, а также новые взаимоотношения между странами - участницами СЭВ. В этой связи минимальные ставки пошлин применялись только к тем товарам, которые происходили или ввозились из стран, применяющих к советским товарам режим, наиболее благоприятствующей нации в отношении таможенного обложения. К товарам из стран, которые не применяли к советским товарам этого режима, использовались максимальные ставки пошлин. Советские организации, осуществляющие импорт товаров, должны были вносить в союзный бюджет суммы пошлин в централизованном порядке через Министерство финансов. В тарифе уже не предусматривались дифференциальные ставки таможенных пошлин в отношении товаров, перемещаемых через Мурманск. В 1961 г. конъюнктурными внешнеторговыми грузами по импорту в Мурманском порту являются сахар, рыба и металл. На экспорт отправляются автомашины, сельхозмашины, лес, целлюлоза и бумага. С начала года таможня оформляет большие поставки импортного сахара с Кубы. Так, только в феврале 1961 г. с борта дизель-электроход «Лена» выгружалось по 250-300 тонн сахара- сырца за смену. Несмотря на то, что в 1961 г. была сокращена должность инспектора, и штат таможни стал составлять 17 человек, за год было оформлено 126 тыс. тонн кубинского сахара по варианту борт-вагон [129]. В 1962 г. уровень импортного грузооборота в порту резко упал, особенно, в зимнее время. Основной поток импорта был переориентирован на порты Балтики. Вероятно, в вышестоящих органах сложилось мнение, что основная задача Мурманского порта - это экспортный апатит. В результате чего, только за девять месяцев 1962 г. в Мурманск пришло несколько десятков судов в балласте, а завезено в порт было всего лишь 100 тыс. тонн импортных грузов [130]. В начале 60-х гг. резко обострились советско-американские отношения. Бывшие союзники разделились на два противоборствующих лагеря. «Холодная война» сопровождалась между­ народными инцидентами на государственной границе, в которые невольно была втянута и Мурманская таможня. 86

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz