Golovin_VV_-_Istori`ya_Murmanskoy_tamo`zhni_1919-2005_-_2006
Глава 3: 1929-1964 годы § 3: Работа в мирных условиях В этом же году в таможне была создана добровольная народная дружина. Основной состав дружинников был сформирован из коммунистов и комсомольцев. Под руководством работников милиции они 1-2 раза в месяц принимали участие в патрулировании центральных улиц Мурманска и задержании правонарушителей. Кроме того, в таможне работала первичная организация содействия армии, авиации и флоту (ДОСААФ) и Общество Красного Креста и Полумесяца. Помимо профессиональной, языковой и общеобразовательной подготовки часть служащих таможни училась в Вечернем университете марксизма-ленинизма с целью получения высшего политического образования в системе партийной учебы. В самой таможне работала политшкола по изучению основ политических знаний. И если к этому прибавить партийные, профсоюзные, комсомольские собрания и оперативные совещания, то можно представить загруженность сотрудников таможни в тот период лет. В 1959 г. на приграничной с Финляндией и Норвегией реке Паз (Печенгский район) завершилось строительство финскими рабочими трех гидроэлектростанций (ГЭС), которые были поименованы по названиям речных порогов - Янискоски, Раякоски, Кайтакоски. В 1960 г. при помощи норвежских и советских специалистов в нижнем течении реки Паз была построена Борисоглебская ГЭС (рядом находится Храм Бориса и Глеба, а также таможенный пост ДАПП Борисоглебск на границе с Норвегией). В 1960 г. таможня перешла на 7-часовой рабочий день. Оперативный состав работает по 12-часовому графику. Несмотря на растущий объем досмотровой работы в Мурманском порту, численность таможни остается прежней - 18 человек. В досмотровой работе применяется новый метод таможенного досмотра советских судов: двумя группами с носа и кормы навстречу друг другу (сплошной досмотр). Нежилые помещения иностранных судов досматриваются пограничниками, таможня производит только осмотр кают. Арматурные книжки судовых команд отменены, контроль за их вещами и ценностями перенесен на проходные порта. Задержания контрабанды в эти годы малочисленные, хотя один случай был зафиксирован на пароходе «Адам Мицкевич» в 1959 году. Объем досмотровой работы в 1960 г. увеличивается также за счет приходов из-за границы новых или отремонтированных рыболовецких и торговых судов. Большое количество транзитных иностранных транспортов заходит в Мурманск для бункеровки топливом. На городском рейде неделями стояли в ожидании экспортной погрузки пароходы под флагами Бельгии, Голландии, Польши, Германии и др. Только в 1961 г. планировалось вывезти через Мурманский порт около 2 млн. тонн апатита и 250 тыс. тонн железной руды [126]. Такие показатели явились результатом эффективного развития Кольского края. Только в 1958 г. Мурманская область по объему выпускаемой продукции занимала 27 место среди 68 областей РСФСР. По уровню своего промышленного производства Кольский полуостров стоял выше, чем Молдавия, Армения, Киргизия, Таджикистан, Туркмения, Эстония [127]. С 1 марта 1960 г. изменился порядок предоставления льгот для работников Крайнего Севера. Исчисление 10 % надбавки теперь начиналось после первого года работы, с увеличением на 10 % за каждый последующий год. Общий размер надбавки не мог превышать 80 % заработка или 2400 рублей. Лицам, получавшим ранее северные надбавки в 100 % объеме, были сохранены выплаты в сумме не свыше 3000 руб. в месяц. Дополнительные отпуска устанавливались в 18 рабочих дней. Стоимость проезда в отпуск и обратно оплачивалась организацией один раз в три года. При исчислении стажа, дающего право на пенсию, засчитывался один год работы на Севере за полтора года. В начале 60-х гг. основные задачи таможни состояли из следующих функций: 1) борьба с потерями во внешнеторговом обороте; 2) борьба с контрабандой; 3) контрольно-инспекторские функции (контроль за экспортом и импортом грузов и своевременным их продвижением по назна чению); 4) повышение профессионального уровня служащих; 5) совершенствование пропуска судов заграничного плавания; 6) культура досмотра ручной клади и багажа; 7) контроль за осуществлением монополии внешней торговли и соблюдением государственных интересов по пропуску через границу грузов, ручной клади и багажа пассажиров, валюты и валютных ценностей. 1 января 1961 г. в стране произошла очередная денежная реформа. Один новый рубль стал равен 10 рублям 1948 г. выпуска. В связи с этим ставки окладов рабочих и служащих уменьшились в 10 раз. Максимальная зарплата в таможне стала составлять 440 руб. (начальник таможни), минимальная - 79 руб. (курьер-уборщица). 85
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz