Golovin_VV_-_Istori`ya_Murmanskoy_tamo`zhni_1919-2005_-_2006
В. В. Головин История Мурманской таможни. 1919-2005 гг. Тем не менее, на фоне заботы государства о персональных пенсионерах, продолжалось снижение материального обеспечения таможенных служащих. В 1957 г. было упразднено начисление процентной надбавки за выслугу лет в системе МВТ. Выплата надбавки стала осуществляться в сумме, установленной на 1 марта 1957 г., и только тем лицам, которые имели на нее право и продолжали работать в таможенном учреждении. Позднее сотрудникам таможни была отменена 20 % надбавка за работу в особом пограничном районе (установлена в 1939 г.), что явилось ощутимой финансовой потерей. Во второй половине 50-х гг. работа таможни была направлена на усиление таможенного контроля на проходных порта за иностранными моряками. Основанием послужили случаи сноса с заграничных судов дефицитных товаров, которые продавались в Мурманске без уплаты пошлины. На вырученные деньги иностранцы приобретали золото и тайно вывозили его за границу, чем наносили советскому государству экономический ущерб. Особенно этим отличались моряки из Польши, Болгарии, Румынии и Югославии. Значительно прибавилось работы таможне в борьбе с материальной контрабандой, когда в октябре 1956 г. были отменены пограничные пропуска для схода на берег морякам судов из социалистических стран и они стали бесконтрольно выходить в город ночью для осуществления незаконных сделок. Не гнушались иностранные моряки и вывозом за границу нелегально приобретенной валюты. Стоимость валюты в СССР по соотношению с полученной выручкой была очень выгодна для незаконных сделок. Так, в стране большим спросом пользовались изделия из нейлона - мужские сорочки и дамские плащи. За границей они стоили 1-2 доллара, а в Мурманске их цена была 500-1000 рублей. Официальный курс доллара США в 1957 г. составлял 4 рубля, а спекулятивный - 25 рублей. Купить валюту в государственном банке было очень сложно, и ее приобретали с рук у перекупщиков («фарцовщиков») по завышенной цене. Несмотря на это, за проданную сорочку моряк получал выгоду в 20 раз, а за плащ - в 40 раз! Интересно отметить, что самой дорогой иностранной валютой по курсу госбанка СССР в 1957 г. был египетский фунт - 11, 52 рублей. За ним шел английский фунт стерлингов - 11,20 рублей. За 100 норвежских крон давали 56,00 рублей, за 1000 финляндских марок - 17,47 рублей [124]. В 1957 г., при увеличении досмотровой работы, в среднем по 2-3 судна в день, продолжалось сокращение штата таможни. В течение года упразднены должности двух старших инспекторов, трех контролеров, заместителя начальника таможни и дворника. В 1958 г. из работающих в таможне осталось 18 человек [125]. Сокращения производились за счет сотрудников, убывших на пенсию, на другую работу или по переводу в другие таможенные учреждения. Так, в 1957 г. старший инспектор Ю.С. Орлов убыл на работу в Ленинград, а старший инспектор Г.А. Артамонов в 1958 г. переведен Бакинскую таможню. В 1958 г. произошло объединение общественных организаций таможни и конторы «Совфрахт» («Союзвнештранс»), находящихся в одном ведомстве и в одном административном здании на улице Пушкинской; 7. Это было продиктовано малочисленностью членов КПСС, ВЛКСМ и профсоюза в «Совфрахте». В связи с этим изменено название стенгазеты. Вместо «Таможенник Заполярья» она стала именоваться «Внешнеторговец Заполярья». В этом же году было установлено ношение форменной одежды водителям легковых автомашин и вахтерам таможенных учреждений. Фасон одежды, нормы и сроки ее носки были определены как для оперативного состава. В октябре 1958 г. деятельность таможни проверял ревизор ГТУ, который указал на недостатки при оформлении судов загранплавания и некоторые нарушения при выпуске за границу советских рублей и лотерейных билетов. Было указано на снижение случаев задержания контрабанды, хотя по статистике портовых таможен она увеличилась. Основными предметами контрабанды на морских судах в 1958 г. были ковры, которые в большинстве своем, приобретались за границей моряками в обмен на наручные часы советского производства. В марте 1959 г. таможня повторно проверялась инспекцией ГТУ. На этот раз была дана хорошая оценка оперативной деятельности Мурманской таможни и в качестве положительного примера приведен факт задержания на проходной порта у члена экипажа дизель-электрохода «Цимлянскгэс» шести импортных ковров, привезенных им из-за границы контрабандным путем. 84
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz