Golovin_VV_-_Istori`ya_Murmanskoy_tamo`zhni_1919-2005_-_2006

Глава 3: 1929-1964 годы § 3: Работа в мирных условиях 1951 г. было 17 командировок в общей сложности 277 дней, а за 8 месяцев 1952 г. - 7 командировок в 146 дней [118]. Учитывая сложность оперативной работы в отдаленных портах, руководство таможни, в первую очередь, направляло туда коммунистов. Партийная организация таможни в 50-х гг. составляла две трети личного состава. Коммунисты являлись кадровым ядром коллектива таможни, как в оперативной, так и в воспитательной работе. Сейчас, возможно, нельзя без иронии смотреть на протоколы партийных собраний того времени, но главное, что можно извлечь из них, - это воспитательная и наставническая роль коммунистов в профессиональной подготовке молодых работников таможни, формировании в них порядочности и честности при исполнении служебных обязанностей. Проблема взяточничества и злоупотребления своим положением даже не рассматривалась в те годы, не по той причине, что этого нельзя было делать, - об этом нельзя было даже думать! Как и в предыдущие годы основной проблемой в таможне оставалось употребление алкоголя на рабочих местах. Легкая доступность к спиртным напиткам, особенно, в эпоху дефицита, принесла немало горя не только сотрудникам таможни, но и их семьям. Рушились судьбы, увольнялись по отрицательным мотивам перспективные работники, некоторые из них привлекались к уголовной ответственности за правонарушения, совершенные в состоянии опьянения и т.д. Многие из них отлично понимали отрицательное воздействие алкоголя, но, учитывая особенности национального русского характера, не могли справиться с собой, когда им на судах, предлагали выпить... за приход, отход, отличный рейс, перевыполненный план и многое другое. Особенно было сложно воздержаться от выпивки на иностранных пароходах в торжественные дни. Был случай, когда инспектор С.В. Шинкаренко - совершенно не пьющий человек, - отказался на предложение капитана британского судна «Готланд» выпить за здоровье английской королевы в день ее рождения. Тогда капитан сгреб в скатерть напитки, закуску и выбросил их в иллюминатор. Этот конфуз стал известен в дипломатических кругах и явился предметом ведомственного разбирательства, которое вылилось в рекомендации - «употреблять в особом случае одну рюмку и не более». Но призыв - выпить рюмку и остановиться - практически не действовал, так как пароходов за смену было по несколько единиц, а поводов еще больше. И постепенно слабовольные сотрудники становились алкоголезависимыми и уходили из таможни на другую работу, а иногда и в мир иной. Тем не менее, большая часть служащих придерживалась трезвого образа жизни, и многие из них проработали в таможне до преклонных лет. С июля 1954 г. стал действовать новый порядок ввоза в СССР из-за границы иностранных автотранспортных средств и выдачи таможенных разрешений на их регистрацию (прежний установлен в 1947 г.). Гражданам СССР разрешалось ввозить автомашины и мотоциклы иностранных марок только с разрешения МВТ или торгового представительства СССР за границей с уплатой пошлины в размере 50 % их стоимости (п.п. 1, 4 ст. 77 Таможенного тарифа по привозной торговле). Такая же сумма пошлины взыскивалась с запасного мотора, ввозимого одновременно с авто­ машиной. Исчисление пошлин производилось от стоимости, указанной в счете или договоре купли- продажи. При несоответствии цены, применялся ценник, приравненный к отечественным аналогам (письмо Минфина СССР от 3 марта 1951 г. № 374). Для регистрации автотранспорта в органах Госавтоинспекции таможенное учреждение выдавало удостоверение. Отчуждение производилось только с разрешения таможни с уплатой дополнительной 50 % пошлины. Разрешения выдавали таможни 1-го класса (в том числе Мурманская), а также Алма-Атинская, Киевская и Минская таможни. Разрешения на отчуждение иностранным лицам выдавало только ГТУ. В марте 1954 г. заместитель начальника таможни В.Т. Ковальчук переведен из Мурманска начальником таможни в Баку. На его место в июле 1954 г. прибыл А.С. Романов, по переводу из Рижской таможни. В 1947-1948 гг. он возглавлял Феодосийскую таможню в Крыму, а затем работал преподавателем на курсах в Риге. В 1953-1954 гг. руководителями оперативных смен назначены старшие инспектора Л.П. Вендик, Г.А. Артамонов и Ю.С. Орлов [119]. С 1 января 1954 г. в штат таможни введена должность старшего инспектора, но в течение года сокращены должности инспектора и двух контролеров. Таким образом, в декабре 1954 г. численность таможни составляет 26 человек. Тем не менее, в период с 26 марта 1953 г. по 11 марта 1954 г. досмотрено 480 судов и 17 тыс. членов экипажей, что явилось неплохим 81

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz