Головин, В В. Таможенное дело на Мурмане : историко-правовой очерк : [к 80-летию Мурманской таможни] / В. В. Головин. - Мурманск : [МИПП «Север»], 1999. - 271 с.

А рхангельский порт, но пропускн ая спо со бн о сть его была невысокой, так как зимой Белое море на полгода покры валось льдом. Все эти обстоятельства заставили царское правительство срочно реш ать в опр о с о проведении ж елезной д о р о ги на побережье незам ерзающ его Баренцева моря для создания там морского порта. В июне 1915 г. были выделены финансовые средства на сооружение временной пристани и строительство железнодорожной ветки от К андалакш и до Семеновской бухты1. Летом 1915 года в южной части Кольского зали ва началось строительство морского порта и уже 19 августа (1 сентября) к временной пристани приш вартовался первый пароход “Д р о т т ” под флагом США , доставивш ий из Н ью -Й орка различны е грузы для строи тел ь ств а ж елезной доро ги . В зимнюю н ави гацию 1915-1916 гг., когда Архангельский порт полностью закрыли льды , все грузы из-за границы пошли на М урман . Однако причалов для разгрузки явно не хватало и суда подолгу стояли на рейде Кольского залива. Так, к 23 февраля 1916 г. в Мурманском порту скопилось 37 коммерческих пароходов, в числе которых было 17 английских, 2 американских и 2 французских судна. С м арта 1916 года военные грузы, прибывшие из-за границы , стали направляться на ледоколах к Архангельско-Вологодской дороге, но несмотря на это многие грузы остались в Семеновской бухте2. В апреле 1916 г. от Кольского зали ва до К андалакш и и далее в центр России откры лось движение по железной дороге, по ко то р ой каждые сутки о тп р ав л яли с ь по 250 вагонов различных грузов1. Всего за 1916 год в М урманский порт было доставлено 700.504 пуда различного оборудования, вооружения, боеприп асов и многое другое4. М урм анский берег ока зал ся самым удобным районом для поддержания прямых контактов с сою зниками и з-за круглогодично н езам ерзающ его Кольского залива. Все эти факторы подняли экономическую значимость М урманска, образованного 21 сентября (4 октября) 1916 года как Ром анов -н а-М урм ане5, и вывели его на первое место среди населенных пунктов Кольского Севера. 1До осени 1915 г. конечный пункт Мурманской ж/д назывался “Семеновская бухта”, затем станция “Мурман” . 2Киселев А. А. Город мой широкоплечий... - Мурманск, 1996. С. 20. 3Киселев А. А. Город мой широкоплечий... - Мурманск, 1996. С. 22. 4ГАМО, фонд 36, опись 1, ед. хр. 10. JI. 37. 5С апреля 1917 года - Мурманск. 78

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz