Головин, В В. Таможенное дело на Мурмане : историко-правовой очерк : [к 80-летию Мурманской таможни] / В. В. Головин. - Мурманск : [МИПП «Север»], 1999. - 271 с.

Поморские шняки в Кольском заливе. сбы та товаров постоянно менялась. Хотя бартер никогда не п р ек р ащ ал с я , тенденци я п р о сл еж и в ал ас ь к тому, ч то п р о ­ мышленники с обеих сторон все чаще стали рассчитываться н али чным и и векселями . П р о с то й же н арод , н ап р о ти в , придерж ивался обменной торговли , где часто единственным “денежным содерж анием” служила цена рж аной муки. Нередко поморы имели кредит у норвежских купцов, тем более, что одни и те же русские люди приезжали в Н орвегию год за годом , так что между ними устанавливались личные доверительные отношения в финансах. П ом ор ски й ф лот кольских промыш ленников в основном состоял из судов местной или архангельской постройки . Это были - лодки, ладьи , кочмары , раньшины и шняки, используемые как для ры бно го промысла, так и для перевозки людей и грузов. Все они были зарегистрированы в Кольской таможне, где по приписке каждого судна к порту и выдачи патента взим ался “л астовы й ” сбор - по 15 коп. с “л а с т а ” (2 per. тонны ) на к або ­ таж ное и 30 коп. на заграничное плавание. Н аличие судов у жителей Колы по состоянию н а 1838 г. можно проследить в т а б ­ лице 6.' 1ГАМО, фонд 115 “и” , опись 1, ед. хр. 2, л. 109. 60

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz