Головин, В В. Таможенное дело на Мурмане : историко-правовой очерк : [к 80-летию Мурманской таможни] / В. В. Головин. - Мурманск : [МИПП «Север»], 1999. - 271 с.
Т ам ож енная служба на Кольском С евере в XVI I I в. продолжала свое развитие и совершенствование в соответствии еще с одним законом то го врем ени М орским тор говым регламентом и уставом , который был принят 31 января 1724 года и именовался “ Его Императорского Величества Всемилостивый Регламент и Устав, по которому все высшего и нижнего чина персоны , как подданные, так и иностранны е, а наипаче купцы, и кор абельщ и ки , которы е в сие Государство п рие зж аю т и отъезж аю т, все послуш ли во поступ ать и м ею т " 1. Д анны й правовой акт внес существенные изменения в "тамож енны е о б р яд н о с ти ” , ориентируясь в этом вопросе на заграничны е таможенные уставы (прежде всего шведский). Им, в частности , устанавливалось, что все иностранны е суда, которые входили в российский порт или покидали его, должны были извещать об этом в таможню или в другом определенном для этого месте: “...немедленно одного человека с брандвахты , а где нет брандвахты, то с таможенной яхты к себе на корабль взять, и с собою на том корабле до самой оной таможни, в которой они о себе известить имеют, их вести: а буде кто сего чинить не будет, или противность сему покажет , повинен будет немедленно заплатить штрафу 50 ефимков”2. В Кольском заливе на острове Медведка против входа в губу Кислая (южнее г. Полярный) в 1750 году была органи зована бр ан д в ах т а для там ож енно го д о см о тр а и сопровож д ения в и н о с тр ан ны х судов в Колу'. П ри приходе корабля в порт сопровождающему таможеннику надлеж ало явиться в таможню , а “...корабельщику до того времени из гавена (порта - прим. В. Г.) ни куда не отъезжать, доколе корабль весь досмотрен не будет, под лишением онаго своего корабля и всех товаров, которые в нем буд ут ’4. Корабельщикам и купцам вменялось в обязанность п р авил ьн о ука зы вать свои то в ары , их цену и страну происхождения. Д о заверш ения досмотровы х операций никому не разреш алось сходить с корабля на берег, а также запрещ алась его р азгру зк а. Д о во л ьн о стр о го р е гл ам ен ти р о в ал и с ь и п о гр у зочн о -р а згру зочны е р аб о ты , которы е можно бы ло производить только в присутствии таможенных досмотрщ иков ! ПСЗРИ, книга тарифов, том VII. № 4451. ’ ПСЗРИ, книга тарифов, том XLV, приложения. С. 1. ’ Мужиков В. Г. Географический словарь Мурманской области. - Мурманск, 1996. С. 21. J ПСЗРИ, книга тарифов, том VII. № 4451. 34
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz