Головин, В. В. Таможенная служба на Мурмане, 1941-1945 : [историко-правовой очерк] / Виктор Головин. – Мурманск : [МИПП «Север»], 2001. – 159, [1] с. : ил.

Рейс каждого конвоя завершался в Мурманске, Архангель­ ске или Северодвинске, а борьба за живучесть грузов продол­ жалась все время — до конца разгрузки, до выхода судна в об­ ратный путь на запад. К сожалению, в порту выгрузки не­ которые союзные моряки иногда придерживались недоброй традиции: едва начинался воздушный налет или на судне начинался пожар, команда иностранных судов покидала транспорт, оставляя импортный груз на волю случая. И тогда ответственность за дальнейшую судьбу внешнеторговых грузов, как груза таможенного, ложилась на плечи таможенников. Они знали, что такие грузы жизненно необходимы армии и народу, и поэтому бесстрашно боролись за их сохранность, нередко ценою своего здоровья и жизни. По данным Государственного архива Мурманской области за мужество и стойкость, проявленные в годы Великой Оте­ чественной войны при приеме груза с иностранных судов, его охране и способствовании быстрейшему продвижению фронта, медалью "За оборону Советского Заполярья " были награждены двадцать три мурманских таможенника.1 Имеются также данные, что в марте 1945 г. семь сотруд­ ников Мурманской портовой таможни были награждены ме­ далью "За доблестный труа в Великой Отечественной войне 1941-1945 г г.".2 * ★ * Несмотря на мощь бомбовых ударов, гитлеровцам так и не удалось вывести Мурманский порт из строя. В течение всей войны у его причалов швартовались советские и иностранные транспортные суда, бесперебойно выгружались и направлялись на фронт важные стратегические грузы. И в этом была немалая заслуга мурманских таможенников. 1ГАМО, фонд 36, опись 1, дело 110. А. 1, 2. 2ГАМО, фонд 36, опись 1, дело 110. Л. 3. 86

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz