Головин, В. В. Таможенная служба на Мурмане, 1941-1945 : [историко-правовой очерк] / Виктор Головин. – Мурманск : [МИПП «Север»], 2001. – 159, [1] с. : ил.
Рейс каждого конвоя завершался в Мурманске, Архангель ске или Северодвинске, а борьба за живучесть грузов продол жалась все время — до конца разгрузки, до выхода судна в об ратный путь на запад. К сожалению, в порту выгрузки не которые союзные моряки иногда придерживались недоброй традиции: едва начинался воздушный налет или на судне начинался пожар, команда иностранных судов покидала транспорт, оставляя импортный груз на волю случая. И тогда ответственность за дальнейшую судьбу внешнеторговых грузов, как груза таможенного, ложилась на плечи таможенников. Они знали, что такие грузы жизненно необходимы армии и народу, и поэтому бесстрашно боролись за их сохранность, нередко ценою своего здоровья и жизни. По данным Государственного архива Мурманской области за мужество и стойкость, проявленные в годы Великой Оте чественной войны при приеме груза с иностранных судов, его охране и способствовании быстрейшему продвижению фронта, медалью "За оборону Советского Заполярья " были награждены двадцать три мурманских таможенника.1 Имеются также данные, что в марте 1945 г. семь сотруд ников Мурманской портовой таможни были награждены ме далью "За доблестный труа в Великой Отечественной войне 1941-1945 г г.".2 * ★ * Несмотря на мощь бомбовых ударов, гитлеровцам так и не удалось вывести Мурманский порт из строя. В течение всей войны у его причалов швартовались советские и иностранные транспортные суда, бесперебойно выгружались и направлялись на фронт важные стратегические грузы. И в этом была немалая заслуга мурманских таможенников. 1ГАМО, фонд 36, опись 1, дело 110. А. 1, 2. 2ГАМО, фонд 36, опись 1, дело 110. Л. 3. 86
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz