Головин, В. В. Таможенная служба на Мурмане, 1941-1945 : [историко-правовой очерк] / Виктор Головин. – Мурманск : [МИПП «Север»], 2001. – 159, [1] с. : ил.
советская или иностранная валюта подлежала конфискации как предметы контрабанды со всеми вытекающими из этого последствиями.1 Военные суда, как советские, так и иностранные, не подле жали таможенному досмотру. Таможенному контролю подле жали иностранные товары, выгружаемые с бортов военных су дов, по предварительному извещению Мурманской таможни ко мандиром корабля о времени выгрузки или перегрузки этих то варов. Таким же образом производился таможенный досмотр вещей членов экипажа военного судна, списанных на берег. При выгрузке с военных кораблей провизии на внутренний рынок их выпуск разрешался только с уплатой таможенных платежей. Во время трансатлантических конвоев было немало траги ческих эпизодов, когда капитаны гибнущих судов на полном ходу выбрасывали транспорта на берег, чтобы хоть как-то спасти экипаж и груз. Много легкого груза оставалось на плаву после затопления транспортных судов вражескими подлодками или самолетами. В Северных конвоях почти с самого начала сложилась особая, плохо понятная советским морякам прак тика: как только то или иное иностранное судно получало по вреждение в результате вражеской атаки, будь то с воды или с воздуха, команде приказывалось прекратить борьбу за живу честь своего транспорта и она покидала его на шлюпках, после чего корабль эскорта пускал в обреченное судно торпеду, чтобы оно не досталось немцам. Иногда подобное судно по неизвест ным нам причинам не уходило в пучину, а под действием ветров и волн, без карт и экипажа, прибивалось к берегу. Естественно такие грузы считались аварийными, а по многим фактам — бесхозяйными. Владелец транспорта или груза, как правило, не нес материальных потерь, так как каждое судно было застраховано и он соответственно не предъявлял претензий, если этот транспорт с грузом обнаруживали на далеком русском берегу. В этом случае все импортные грузы, выброшенные на Мур манский берег или спасенные в Баренцевом море с погибших судов, в местах, где не было представительств Мурманской ' Приказ ГТУ № 20/оп от 9 апреля 1938 г. “Об утверждении Правил приема и отпуска советских судов морского торгового флота заграничного плавания и иностранных торговых судов, а также погрузки и выгрузки грузов внешнеторгового оборота". 74
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz