Головин, В. В. Таможенная служба на Мурмане, 1941-1945 : [историко-правовой очерк] / Виктор Головин. – Мурманск : [МИПП «Север»], 2001. – 159, [1] с. : ил.
в открытых шлюпках, но, оказавшись среди русских моряков, тотчас включились в работу. Американцы встали на вахту в ма шинном отделении, занялись ремонтом помещений и корпуса судна, заняли места у пулеметов и возле носового 76-милли- метрового орудия. Когда же на танкер вновь напал немецкий самолет, американские моряки ударили по нему из всех видов оружия. Машина, резко теряя высоту и дымя мотором, ушла в сторону норвежского берега и судьба ее в дальнейшем не известна. Капитаны обоих судов В. Н. Изотов и М. П. Павлов за проявленную храбрость и героизм позже были награждены орденами Британской империи "За боевые заслуги " . Морскими летчиками Северного флота в первой декаде июля 1942 г. в одной из бухт Южного острова Новой Земли был обнаружен английский транспорт “Эмпайр Тайд", с которого был немедленно эвакуирован тяжело раненый моряк. В один из июльских дней на западном берегу Южного острова Новой Земли летчиками было найдено транспортное судно "Уинстон Сэйлем" под флагом США, сидевшее на при брежных камнях, и моряки которого были в безопасности. Позднее транспорт был снят с мели и в составе других судов благополучно доставлен в Архангельск. 13 июля 1942 г. гидрографическим судном “Мурманец" на од ном из островов Новой Земли были спасены одиннадцать моряков с американского грузового транспорта “Олопана", которые добрались до берега на плоту после гибели парохода. "Мурманец" доставил спасенных в ближайшую больницу. Всего "Мурманец" перевез с Новой Земли на материк почти полто раста спасенных моряков с иностранных транспортов "Хатл- бьюри", "Вашингтон", “Алькоа Рейнджер" и “Паулус Поттер". Так закончилась эпопея с трансатлантическим рейсом PQ-17. За 1942 год в конвоях погибло 56 иностранных транспортов. Всего за годы войны в Северной Атлантике погибло 90 ино странных торговых судов и 829 членов экипажей.1 Постоянный риск и жестокие потери 1942 г. послужили по водом для полной отмены всех летних рейсов Северных кон воев. Правда, Осенью 1942 г. движение судов возобновилось, продолжалось оно и в 1943, и в 1944 годах. 1Каневский 3. М. Это было в полярных широтах. — М., Политиздат, 1985. С. 120. 68
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz