Головин, В. В. Таможенная служба на Мурмане, 1941-1945 : [историко-правовой очерк] / Виктор Головин. – Мурманск : [МИПП «Север»], 2001. – 159, [1] с. : ил.

Огромный объем работы по ремонту боевых кораблей вы­ полнял судоремонтный завод Главсевморпути. Рабочие завода и члены экипажей судов в перерывах спали в рабочих цехах, где были поставлены нары и раскладушки. Туда же приносили пи­ тание. Работали по 12—14 часов, но ремонт заканчивали в ука­ занные сроки. Коллективу завода не раз присуждалось перехо­ дящее Красное знамя Военного совета Северного флота. Самоотверженно трудились мурманские моряки, портовики и таможенники. В торговом порту после того, как большая часть военнообязанных была мобилизована в армию и на флот, осталось всего 700 работающих, в основном не пригодных для строевой службы, причем 250 из них сразу вступили в народное ополчение. Из сотрудников таможни в порту продолжали работать 7 человек, в том числе бухгалтер Мурманской конторы Внешнеторгового Объединения "Союзпромэкспорт1 Моро­ зов Л. М., который являлся по совместительству бухгалтером портовой таможни.' В условиях непрерывных бомбардировок эти люди начали подготовку к первой зимней навигации в условиях войны. Так как Горло Белого моря замерзло и доступ водным путем к Архангельску был закрыт, основная нагрузка по приему и обработке транспортных судов союзников легла на Мурманский порт. Чтобы выполнить задачи, связанные с поступлением боль­ шого объема внешнеторговых грузов, нужно было, во-первых, увеличить число работающих специалистов, во-вторых, совер­ шенствовать механизацию погрузочно-разгрузочных работ и, в-третьих, произвести оборудование укрытий на случай бом­ бежек. За рекордно короткий срок на территории порта и рядом с ним были сооружены десятки различных убежищ, где могли укрыться от авианалетов до 3700 человек. С помощью руководства обороны города число работников порта к концу 1941 г. увеличилось до тысячи человек, а еще че­ рез год в порту их численность увеличилась почти в пять раз. Один за другим вступали в строй новые механизмы и краны, в том числе 30- и 40-тонные, что было особенно важно и необ­ ходимо, так как большую часть импортных грузов составляли тя­ желовесы — локомотивы, платформы, тракторы, танки, само­ леты и т. д. Очень много сделал для организации и увеличения 1ГАМО. Ф. 36. Оп. 1. д. 90. Л. 1; Оп. 2. Д. 21. Л. 2-об. 45

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz