Головин, В. В. Таможенная служба на Мурмане, 1941-1945 : [историко-правовой очерк] / Виктор Головин. – Мурманск : [МИПП «Север»], 2001. – 159, [1] с. : ил.

танков и артиллерийских орудий, ящиков с винтовками и частями самолетов. Мурманские таможенники бесперебойно и практически круглосуточно производили таможенное оформ­ ление и выпуск за границу пароходов и грузов. Тревожным было в Заполярье и начало 1941 года. Агентурная разведка, перебежчики и пограничные посты докладывали о по­ дозрительном оживлении в портах и на дорогах Северной Норвегии, о передвижении немецко-финских войск из районов Финского залива на север Финляндии к границе Мурманской области. Участились случаи нарушения воздушной Государст­ венной границы Союза ССР, причем фашистские летчики с каждым днем становились все наглее. Так, 28 марта 1941 г. вра­ жеские самолеты бесцеремонно появились над полуостровом Рыбачьим. В море были замечены перископы немецких подвод­ ных лодок. Все это было далеко не случайностью, а подготовкой гитлеровских войск к решающему броску на Советский Союз.1 В силу существовавшей тогда военной доктрины государства считалось, что потенциальный враг начнет боевые действия путем высадки на территорию Кольского полуострова морских и авиационных десантов. Поэтому спешно укреплялась противодесантная оборона побережья Баренцева моря. Морские части погранвойск установили контроль за режимом прибрежного плавания в районе полуострова Рыбачий и Кольского залива. Однако, проводимые на Кольском Севере оборонные мероприятия накануне войны не поспевали за стремительным ходом событий. Строительство современных оборонительных сооружений на сухопутной границе только развертывалось. Северный флот не располагал достаточным количеством крупных надводных кораблей и подводных лодок, береговой артиллерии и минного вооружения. Авиация, как армейская, так и морская, не имела нужного количества самолетов новейших марок. А война была уже на пороге. ' Киселев А. А., Киселева Т. А. Указ. соч. С. 100—101. 38

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz