Головин, В. В. Таможенная служба на Мурмане, 1941-1945 : [историко-правовой очерк] / Виктор Головин. – Мурманск : [МИПП «Север»], 2001. – 159, [1] с. : ил.

Деятельность таможенной службы на Мурмане в предвоен­ ный период была тесно связана с политическими и эконо­ мическими процессами, имевшими место в конце 30-х — начале 40-х годов XX века. С 28 мая 1938 г. Мурманская область являлась самостоятель­ ной административной единицей РСФСР с центром в г. Мур­ манске. Кольский полуостров в течение двух веков входил в состав Архангельской губернии. Строительство Мурманской железной дороги и образование 4 октября 1916 г. города Романов-на- Мурмане1(с февраля 1917 г. — Мурманск) ослабило влияние Ар­ хангельска и укрепило связи с центром России — Петроградом. Уже весной 1918 г. в правительстве РСФСР обсуждался вопрос о предоставлении Мурману самостоятельности и выходе из Архангельской губернии, но помешала интервенция Антанты.2 И только в июне 1921 г. была создана Мурманская губерния, которая затем с 1927 по 1938 гг. входила на правах округа в со­ став Ленинградской области. За это десятилетие Кольский полуостров превратился из края "непуганых птиц и нехоженых троп" в индустриальный узел страны с мощной энергетикой, рыбной, горно-химической, металлургической, лесной, судоремонтной, местной промыш­ ленностью. Был реконструирован торговый и заново построен рыбный порт, шла электрификация Кировской (Мурманской) железной дороги, связывавшей Мурманск с центром России. В сентябре 1939 г. основано Мурманское морское пароходство. Началось активное освоение Арктики. Интенсивно развивалась и таможенная служба на Мурмане. В 1938 г. зона деятельности Мурманской таможни распростра­ нялась на территорию Кандалакшского, Кировского, Кольского, ' До осени 1915 г. конечный пункт Мурманской железной дороги назывался Семеновская бухта", затем станция " Мурман". Дата образования Мурманска ука­ зана по новому стилю. 1 Антанта — военный блок Англии, Франции и России в первую мировую вой­ ну 1914-1918 гг. 21

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz