Головин, В. В. Таможенная служба на Мурмане, 1941-1945 : [историко-правовой очерк] / Виктор Головин. – Мурманск : [МИПП «Север»], 2001. – 159, [1] с. : ил.

рованием внешнеторговых отношений с народами Скан­ динавии. В книге с хронологической точностью исследован вклад мур­ манских таможенников в защиту экономических интересов России, как в исторический, так и в современный период. Особый этап деятельности Мурманской портовой таможни относится к Великой Отечественной войне, который, по моему мнению, правдоподобно описан В. Головиным в очерке "Тамо­ женная служба на Мурмане. 1941 —1945 гг.", и естественно является логическим продолжением предыдущей книги. Автором детально исследованы архивные документы, ка­ сающиеся работы таможенных служащих в условиях сурового военного времени, работавших в течение всей войны практи­ чески на передовых позициях, ибо понятия тыла и фронта в ус­ ловиях Мурманской области были чисто условными. Несмотря на то, что основная часть мурманских таможенников ушла в дей­ ствующую армию и в народное ополчение, кол\ектив таможни смог, с помощью сотрудников других таможен, обеспечить бес­ перебойную работу по обработке в морском порту ленд-лизов- ских и репарационных грузов. Их героический труд был до­ стойно отмечен правительственными наградами "За оборону Со­ ветского Заполярья" и "За доблестный труд в Великой Оте­ чественной войне". В предложенном читателю очерке автор справедливо делает аргументированный вывод, что на протяжении длительного военного времени Мурманская таможня являлась полигоном мужества и профессионального мастерства для всей таможен­ ной системы Советской России. Более ста таможенных служа­ щих прошли через Мурманский порт, некоторые из которых впоследствии выросли до начальников таможенных органов. А учиться у заполярных таможенников было чему. В тяжелые годы войны, в нелегкие послевоенные годы они выполняли не­ простую и трудоемкую, но необходимую для государства ра­ боту. На них возлагались сложнейшие задачи обеспечения соблюдения законов при перемещении товаров и транспортных средств через северную границу страны, таможенное оформ­ ление грузов и тщательный таможенный контроль за внеш­ неторговыми грузопотоками. Они всегда находились в первых рядах по приемке и обработке ленд-лизовских и репарационных грузов, борьбы с контрабандой и незаконным оборотом 9

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz