Головин, В. В. Особенности административно-правового регулирования таможенного дела : (по материалам Российской Федерации и Европейского Союза) : специальность 12.00.14 – «Административное право, финансовое право, информационное право» : диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук / Головин Виктор Владимирович ; Гос. тамож. ком. Рос. Федерации, Рос. тамож. акад. ; науч. рук. д-р юрид. наук, проф. Б. В. Россинский. – Москва : [б. и.], 2002. – 160 с. : ил. – На правах рукоп.

Рассмотрим ряд основных источников таможенного законодательства. В Конституции РФ 1имеется ряд статей, определяющих характер тамо­ женного дела в целом. Так, пункт "ж" ст. 71 относит таможенное регулирование к ведению федеральных органов государственной власти, по этому источника­ ми таможенного законодательства являются только федеральные нормативно­ правовые акты. Правовые акты государственных органов субъектов РФ и орга­ нов местного самоуправления в число источников не входят. Пункт "з" ст. 71 относит к ведению РФ установление федеральных налогов и сборов, в том чис­ ле таможенных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы. Пункт "л" ст. 71 относит внешнеэкономические отношения к ведению РФ. Часть 1 ст. 74 Конституции устанавливает запрещение на территории РФ таможенных границ, пошлин и сборов, а также иных препятствий для свобод­ ного перемещения товаров, услуг и финансовых средств и тем самым определя­ ет принцип единства таможенной территории РФ. Ст. 15 формирует принцип законности, который является одним из основных принципов таможенного дела в РФ. В соответствии с этим принципом Конституция имеет высшую юридиче­ скую силу и прямое действие на всей территории РФ. Органы государственной власти, местного самоуправления, должностные лица и граждане обязаны со­ блюдать Конституцию и законы РФ. Между тем, законы РФ, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться без их официального опубликования для всеобщего сведения. Законность озна­ чает также обязательное соответствие подзаконных актов предписаниям зако­ нов, на основании и в развитие которых принимаются эти подзаконные акты. Принципиальное значение и непосредственное отношение к таможенно­ му делу имеет положение ч. 4 ст. 15 Конституции РФ о том, что общепризнан­ ные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Если международным дого­ вором установлены иные правила, чем предусмотрено законом РФ, то приме­ няются правила международного договора. 51 1Конституция Российской Федерации: Принята всенародным голосованием 12.12.1993 г. М., 1993.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz