Голдин, В. И. 1921 год в судьбах России и мира // Мурманский государственный гуманитарный университет. Ученые записки МГГУ. Исторические науки : [сборник научных статей]. - Мурманск, 2012. - Вып. 12. - С. 84-90.

новные процессы и тенденции изучения различных ее аспектов: военная и военно-политическая, экономическая, социальная, культурная история, международные отношения, в том числе деятельность Советской России, Коминтерна и Красной армии за рубежом (Персия, Китай, Балканы и др.), формирование эмиграции, проблемы перехода от войны к миру и др. Профессор С.Б. Ульянова (Санкт-Петербург) в пленарном докладе на тему «Заводское сообщество в переходный период от войны к миру» оха­ рактеризовала состояние инженерно-производственного персонала и рабо­ чего класса в военное время и особенности их поведения в условиях пере­ хода к новой экономической политике. Анализируя опыт гражданской войны, она пришла к заключению, что выживание в новых, не связанных с производственными коллективами, формах было практически невозможно. В заключительном докладе «НЭП в системе взаимоотношений вла­ сти и интеллигенции на Европейском Севере России», заслушанном на пленарном заседании, профессор Ф.Х. Соколова (Архангельск) раскрыла широкий комплекс разнообразных вопросов этой темы, множество их про­ явлений и оттенков. Она сделала вывод, что НЭП явился коротким перио­ дом «оттепели» во взаимоотношениях власти и интеллигенции и наглядно продемонстрировал все преимущества пусть даже и относительно свобод­ ного, добровольного и творческого труда интеллигенции. В дискуссии по докладам пленарного заседания был поставлен и об­ сужден ряд принципиальных вопросов изучения Гражданской войны в России и освещения ее в школьных и вузовских курсах истории. Профес­ сор П.В. Федоров (Мурманск) высказал идею о целесообразности подго­ товки историографических очерков по истории Гражданской войны в Рос­ сии и сообщил, что такое монографическое издание планируется опубли­ ковать в МГТУ в 2012 г. Он подчеркнул необходимость подготовки пол­ ноценных и соответствующих канонам научности, историзма и объектив­ ности учебников истории, где находили бы должное освещение и пробле­ мы российской гражданской войны. П.В. Федоров отметил также полез­ ность инициированного в Российской академии государственной службы при Президенте РФ проекта издания в рамках серии «Библиотека препода­ вателя высшей школы» небольших по объему монографий. В связи с темой конференции он указал в качестве удачного примера подобной настольной книги вузовского преподавателя выпущенную в 2011 г. в этой серии книгу профессора В.И. Голдина «Гражданская война в России и русская военная эмиграция 20-30-х годов XX века». Профессор А.В. Репневский (Архангельск) подчеркнул в ходе дис­ куссии, что основы образования закладываются в школе. Поэтому важно, чтобы школьники понимали и логику исторического процесса в отноше­ нии Гражданской войны в России. Один из ключевых вопросов для пони­ мания при этом, по его мнению, заключается в том, а можно ли было по- другому действовать в той исторической обстановке. Он указал также, что

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz