Голдин, В. И. Север России на пути к Гражданской войне: попытка реформ. Революции. Международная интервенция. 1900 - лето 1918 : монография / В. И. Голдин ; Ассоц. исследователей Граждан. войны в России, Сев.-Зап. секция Науч. совета РАН по истории социал. реформ, движений и революций. - Архангельск : Северный (Арктический) федеральный университет имени М. В. Ломоносова, 2018. - 619 с., [8] л. ил., портр. - (Русский Север в эпоху великих потрясений: 1900-1920 ; т. 1).
совершали поездки и вели религиозные беседы с жителями карельских воло стей. Распространялась лютеранская литература и картины. Вся вышеуказанная деятельность вызывала обеспокоенность и противо действие в административных и религиозных кругах Архангельской и Олонец кой губерний, для чего привлекалась и полиция. В качестве идеологического противовеса «Союзу беломорских карел» 26 ноября 1907 года на съезде в при граничном селе Видлица Олонецкого уезда была создана консервативно-кле рикальная организация «Карельское православное братство». Главным ини циаторами её учреждения выступили олонецкий губернатор Н.В. Протасьев и архиепископ Финляндский Сергий. Центральный совет указанного братства расположился в Выборге, а региональные отделения были созданы на терри тории Архангельской и Олонецкой губерний, а также в Выборгской губернии Великого Княжества Финляндского. В уездных городах действовали уполно моченные братства, а в приходах создавались его кружки. В братство записа лись около 500 человек, среди которых были чиновники, священники, пред приниматели, представители интеллигенции, как из числа русских, так и ка релов. Эта организация ставила задачу - «способствовать укреплению среди православных карел русских церковных и народных начал». «Карельское православное братство» пользовалось покровительством пра вящих кругов. Царь Николай II послал приветственную телеграмму в связи с его созданием, а позднее принял делагацию братства. Глава российского пра вительства П.А. Столыпин состоял почетным членом этой организации, а из даваемый ею журнал «Карельские известия» частично субсидировался прави тельством. «Союзу беломорских карел» не удалось создать организационных структур в Российской Карелии. С 1908 года он функционировал только на территории Финляндии и под неусыпным контролем жандармской агентуры299. Но пропа гандистская деятельность этой организации продолжалась и приобрела качест венно новый и опасный для России характер в 1917 году и в дальнейшем. В целом же, Первая российская революция, несомненно, оставила свой след в сознании и в памяти северян. Возникшие профсоюзы и организации поли тических партий приобрели опыт деятельности и борьбы за массы. Впрочем, после окончания революции деятельность профсоюзов была приостановлена, революционные политические партии оказались вне закона, а деятельность ли беральной оппозиции подвергалась ограничениям. Первая российская революция способствовала и определённой активиза ции общественно-политической деятельности северного православного духо венства, в среде которого зазвучали призывы к обновленчеству, переустрой ству государственно-церковных отношений. После поражения революции стремление к переменам пошло на убыль. Формируется союз духовенства с консервативными политическими силами. Одновременно происходил процесс обмирщения северного духовенства, снижались качество его образования и степень воздействия на северян. Около 40% приходов Архангельской губернии считались старообрядчески ми300, и, по признанию миссионеров, борьбе со старообрядцами была неэффек тивной. Кризис Православной церкви, неудовлетворённость характером цер ковно-государственных отношений и подчинением церкви государству влияли на уровень воздействия духовенства на население, сказывались на общем про цессе ослабления религиозных чувств северян, что укрепляло их стремление к
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz