Голдин, В. И. Север России на пути к Гражданской войне: попытка реформ. Революции. Международная интервенция. 1900 - лето 1918 : монография / В. И. Голдин ; Ассоц. исследователей Граждан. войны в России, Сев.-Зап. секция Науч. совета РАН по истории социал. реформ, движений и революций. - Архангельск : Северный (Арктический) федеральный университет имени М. В. Ломоносова, 2018. - 619 с., [8] л. ил., портр. - (Русский Север в эпоху великих потрясений: 1900-1920 ; т. 1).

была выполнена. Велик был отсев учащихся. Из школ Вологодской губернии в 1910 году, например, выбыло более 60% учащихся. В том же 1910 году из по­ ступивших в начальную школу окончили её 9,7% детей в Архангельской гу­ бернии, 12,7% - в Вологодской губернии, 13,1% - в Олонецкой губернии. Для сравнения по России этот показатель составлял 12,3%. В Вологодской губернии к 1910 году школы посещало чуть более полови­ ны детей школьного возраста (от 8 до 12 лет), а Архангельской губернии вне школы оставались в 1910 году более половины детей школьного возраста (де­ вочек - до 70%, а в удалённом Печорском уезде - 85,9%). В 1916 году в этой губернии не училось 34% детей школьного возраста. В 1913 году в Олонецкой губернии вне школы оставалось 32% детей школьного возраста, а накануне 1917 году ежегодно выбывал, не окончив курс школы, 21% детей284. В это же время в Вологодской губернии из 142,5 тысяч детей школьного возраста учи­ лось лишь 75,5 тысяч, или 53%285. Это была грустная картина доступности школы для детей Севера. Многие из них по-прежнему вступали в жизнь, не имея простейшего запаса школьных знаний, что препятствовало мобильности молодых северян. Впрочем, ситуация, как и прежде, разительно различалась в сельской и го­ родской местности, и с образованием выходцев из разных социальных слоев. В губернских, а иногда и в уездных центрах, уже возникали гимназии и про­ гимназии. В конце XIX века на Севере имелось шесть губернских гимназий, шесть прогимназий и одно реальное училище, а к 1917 году - 22 гимназии, 7 реальных училищ и 5 прогимназий286. Профессиональное образование было представлено немногочисленной се­ тью учреждений педагогического, медицинского, духовного и технического образования. Учителей готовили на педагогических курсах и в учительских семинариях. В 1911 (по другим данным, в 1912) году в Вологде, а в 1916 годах в Архангельске, были созданы учительские институты, не имевшие, впрочем, статуса высших учебных заведений. Средний медицинский персонал для се­ верных губерний готовили в фельдшерских школах. Началась и подготовка специалистов технического профиля. В 1899 году в Архангельске было откры­ то торгово-мореходное училище, а на следующий год - лоцманское училище, преобразованное в 1906 году в лоцмейстерское. В Вологде в 1902 году появи­ лось техническое железнодорожное училище. В 1909 году здесь была открыта городская торговая школа для подготовки счетоводов и бухгалтеров. В 1911 го­ ду начался процесс создания Вологодского молочнохозяйственного института, первого вуза на Европейском Севере. В течение нескольких лет шло строитель­ ство зданий, и занятия здесь начались лишь в декабре 1917 года. Подготовка священнослужителей велась в северных духовных семинариях. Таким образом, система профессионального образования на Севере нахо­ дилась в стадии становления, и подготовка специалистов здесь явно не соот­ ветствовала потребностям времени и модернизации этого региона страны. Не­ многочисленные специалисты с высшим образованием являлись в большин­ стве своём выпускниками столичных вузов. Тем не менее, на Севере в начале XX века происходил довольно интенсивный численный рост интеллигенции, при этом состав её был демократическим, ибо в её ряды вливались не толь­ ко представители духовенства и средних городских слоев, но и крестьянства. Процесс феминизации был заметен среди медицинских и педагогических ка­ дров. Интеллигенция призвана была выполнять высокую культурную и обра­ 84

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz