Голдин, В. И. Север России на пути к Гражданской войне: попытка реформ. Революции. Международная интервенция. 1900 - лето 1918 : монография / В. И. Голдин ; Ассоц. исследователей Граждан. войны в России, Сев.-Зап. секция Науч. совета РАН по истории социал. реформ, движений и революций. - Архангельск : Северный (Арктический) федеральный университет имени М. В. Ломоносова, 2018. - 619 с., [8] л. ил., портр. - (Русский Север в эпоху великих потрясений: 1900-1920 ; т. 1).

лёгкое положение в начале XX века: высокая степень эксплуатации, штрафы, длительный рабочий день, плохие условия труда, жилья и быта, низкая зарпла­ та. Правда, последняя существенно различалась в разных отраслях экономи­ ки, будучи более высокой, например, в лесопильной промышленности (хотя и дифференцировалась на различных лесозаводах, являясь более высокой в Ар­ хангельском и Онежском уездах и более низкой в удаленных уездах Севера), а хуже всего дело обстояло с оплатой труда на текстильных предприятиях, в химической и пищевой промышленности280. Улучшение своего положения, и прежде всего в экономической области, яв­ лялось предметом главных требований рабочих и проявлялось, в частности, в забастовках. Подъём и организация рабочего движения на Севере были связа­ ны с периодом Первой российской революции, когда появились и первые проф­ союзы. Затем наступил спад рабочего движения, и некоторый новый подъем его, что проявлялось, правда, в локальных выступлениях, произошёл в 1910-х годах. Так или иначе, несмотря на внешнее спокойствие, внутри рабочих кол­ лективов северных губерний зрело недовольство своим положением, что про­ явится в полной мере в 1917 году. К началу Первой мировой войны произошёл значительный рост грамот­ ности северных рабочих. Так, из числа обследованных рабочих в Вологодской губернии в 1913 году грамотных мужчин было 80%, а в Олонецкой губернии - 70%. Но грамотность рабочих-женщин значительно уступала мужчинам: 46% в Вологодской губернии и 65% - в Олонецкой губернии281. Затронув грамотность рабочих, есть смысл подробнее остановиться на сос­ тоянии и развитии образования в северных губерниях в начале XX века, ибо оно во многом обуславливало социально-культурные процессы и определяло динамику перемен и характер модернизации в регионе. По данным переписи 1897 года, грамотность населения по трём северным губерниям составляла 20%. Для сравнения в России этот показатель составлял 21,1%, а по Европей­ ской части России - 22,9%. Если делать раскладку грамотности северного на­ селения по категориям, то картина будет следующая: грамотность среди муж­ чин составляла 32,5%, а среди женщин - 7,8%; в городской местности было 52,8% грамотных, а в сельской местности - 17,9%. По губерниям картина вы­ глядела так: в Олонецкой губернии грамотность населения составляла 25,3%, и она занимала по этому показателю 13-е место среди 50 губерний Европей­ ского Севера, в Архангельской губернии - 23,3% (18-е место) и в Вологод­ ской губернии с самым высоким удельным весом сельского населения - 19,1% (29-е место)282. В дальнейшем на Севере происходили определённые подвижки с уровнем грамотности, но ситуация не менялась принципиально, особенно в сельской местности. Например, в Олонецкой губернии в 2009 году грамотность среди сельского населения возросла до 30,4%, а, по другим данным - до 36,2%. В Во­ логодской губернии по обследованиям 1908-1911 годов грамотность сельского населения составляла лишь 22%283. Всё это были печальные цифры. Ведь под грамотностью понималось умение читать по складам и в лучшем случае ещё знание четырёх правил арифметики. В начале XX века предпринимались значительные усилия для развития школьного дела на Севере, а земские учреждения ряда уездов Олонецкой и Вологодской губерний даже ставили задачу введения всеобщего начального школьного образования, но, несмотря на рост числа начальных школ, она не 83

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz