Голдин, В. И. Север России на пути к Гражданской войне: попытка реформ. Революции. Международная интервенция. 1900 - лето 1918 : монография / В. И. Голдин ; Ассоц. исследователей Граждан. войны в России, Сев.-Зап. секция Науч. совета РАН по истории социал. реформ, движений и революций. - Архангельск : Северный (Арктический) федеральный университет имени М. В. Ломоносова, 2018. - 619 с., [8] л. ил., портр. - (Русский Север в эпоху великих потрясений: 1900-1920 ; т. 1).

более половины рабочих трудились на предприятиях, имевших 500 и более ра­ бочих, способствовал, в известной мере, ускоренному прохождению рабочих «университетов», формированию их сознательности и солидарности, включе­ нию в борьбу за свои права. Т.И. Трошина указывает на такой важный, с её точки зрения факт, что на­ кануне Первой мировой войны до 80-90% предприятий в северных губерни­ ях располагалось в уездах. Вологодский губернатор, объясняя причину низкой численности городского населения, указывал на недостаток работы в городах, т.к. там располагалось только 9,8% всех фабрик и заводов губернии, которые обеспечивали 16,3% всего промышленного производства276. Расположение большинства предприятий в уездах и в сельской местности нелучшим образом воздействовало на облик рабочего класса Севера и во многом предопределя­ ло его полусельский или полукрестьянский характер, соответствующий облик и манеру поведения. Правда, в условиях грядущих революционных потрясе­ ний и Гражданской войны это сближало рабочих и крестьян и их требования, а также способствовало оттоку первых в критической ситуации в сельскую местность и родные деревни. К промышленному пролетариату примыкали железнодорожные и ремонт­ ные рабочие. Накануне Первой мировой войны на железных дорогах Севера, в обслуживании путей и подвижного состава, в депо и мастерских было занято до 25 тысяч рабочих277. Забегая вперед, заметим, что их численность будет быст­ ро возрастать в условиях бурного железнодорожного строительства в годы Первой мировой войны. Наряду с фабрично-заводскими рабочими и железнодорожниками в север­ ных губерниях была значительная прослойка непромышленных и сезонных рабочих, численность которых значительно превышала число промышленно­ го пролетариата. В 1913 году в городских и сельских кустарных предприятиях северных губерний (количество которых составляла около 10 тысяч с числом рабочих от 2 до 5 человек) работало не менее 20 тысяч наемных рабочих и око­ ло 60 тысяч кустарей и ремесленников, часть их них уже порвала с сельским хозяйством и работала по найму. В целом, фабрично-заводские, строительные, железнодорожные рабочие со своими семьями, кустари, прислуга и прочая го­ родская беднота, по оценке петрозаводского историка М.И. Шумилова, состав­ ляли 6% в Архангельской губернии, 4% - в Олонецкой губернии и 3% - в Во­ логодской губернии278. На сезонных работах по заготовке, сплаву, выкатке и штабелёвке леса тру­ дилось в 1913 году более 100 тысяч крестьян северных губерний. На период на­ вигации на перевалочные пункты Северодвинской и Мариинской систем наби­ рали грузчиками и матросам до 30 тысяч крестьян. С рыболовством, морскими и зверобойными промыслами, охотой были связаны до 60-70 тысяч человек. При этом более 100 тысяч крестьян уходили на заработки за пределы северных губерний. В общей сложности М.И. Шумилов определял численность основ­ ных категорий непромышленных рабочих в 1913 году в более 380 тысяч чело­ век, оговариваясь, что эта цифра является примерной и ориентировочной, а в действительности она больше, ибо не включает ещё некоторые группы сезон­ ных рабочих279. Все эти приводимые данные иллюстрируют и характеризуют сложную и переходную систему занятости и социальную структуру на Севере. Исследователи традиционно констатировали многообразие проблем, свя­ занных с рабочим классом на Севере России, как и в стране в целом, и его не­ 82

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz