Голдин, В. И. Север России на пути к Гражданской войне: попытка реформ. Революции. Международная интервенция. 1900 - лето 1918 : монография / В. И. Голдин ; Ассоц. исследователей Граждан. войны в России, Сев.-Зап. секция Науч. совета РАН по истории социал. реформ, движений и революций. - Архангельск : Северный (Арктический) федеральный университет имени М. В. Ломоносова, 2018. - 619 с., [8] л. ил., портр. - (Русский Север в эпоху великих потрясений: 1900-1920 ; т. 1).

страны Европы, но и «владычица морей» - Великобритания. На рубеже XIX и XX веков значительно активизировалась научно-экспедиционная деятельность в северных водах, что призвано было как способствовать освоению богатств северных морей, так и в немалой степени определяло позиции и возможности различных стран в Арктике. Географическое положение Севера, многообразие водных путей и комму­ никаций предполагало дальнейшее развитие судоходства, судостроения, море­ плавания. Выход к морям позволял получать большие выгоды за счёт расши­ рения системы внешнеэкономических связей, роста грузопотоков через Север в Европу и обратно. Известный русский мореплаватель и флотоводец адмирал С.О. Макаров сравнивал Россию со зданием, фасад которого выходит на Север­ ный Ледовитый океан, в связи с чем, по его мнению, Арктика для России имела чрезвычайно важное стратегическое значение. Новым словом в освоении Арктики становится развитие ледокольного фло­ та. Адмирал С.О. Макаров стал в конце XIX века инициатором развития ледо­ кольного флота в России и создал ледокольную концепцию, которая призвана была способствовать безопасности мореплавания в северных широтах, обеспе­ чить приоритет России в освоении Севера и Арктики, а также охрану морских границ. Всё это могло сыграть важную роль в условиях растущей конкуренции в Арктике и в первую очередь со стороны Норвегии и Великобритании. Свой план-программу изучения Арктики на ледокольном транспорте пред­ ложил известный русский ученый Д.И. Менделеев. Он и Макаров убедили ми­ нистра финансов С.Ю. Витте построить такой корабль, и в результате на стро­ ительство знаменитого ледокола «Ермак» правительство выделило более двух миллионов рублей230. Вместе с тем, докладная записка адмирала Макарова управляющему морским министерством П.П. Тыркову с обоснованием необхо­ димости постройки мощного ледокольного флота и обеспечения систематиче­ ского плавания в северных широтах (в том числе в период зимней навигации) не была поддержана. Появление же и развитие в это время ледокольного флота и бронированных боевых судов кардинально меняло характер будущей войны на море, и в том числе сражений в северных водах. Ледокольный флот и флоти­ лию Северного Ледовитого океана России пришлось срочно создавать в период Первой мировой войны. В начале XX века обсуждалась и проблема соединения каналом Белого и Балтийского морей. 8 февраля 1908 года в военно-морском отделе Русского технического общества с сообщением о проекте создания такого канала высту­ пил инженер Сытенко. Реализация его дала бы, по мнению докладчика, воз­ можность «во всякое время перекинуть Балтийский флот на Север» и оживила бы весь северный край. Собравшиеся поддержали докладчика, и было принято решение представить соответствующий доклад царю. Затем была создана «Комиссия по Российскому Северному каналу» во главе с Сытенко. Первая сессия её состоялась 6 марта 1910 года. Она собрала большую группу ученых и представителей различных ведомств. Собравшие­ ся пришли к единому мнению, что «с появлением русского флота в незамерза­ ющих и самою природою ограждённых заливах Северного океана Россия при серьёзных международных столкновениях будет иметь несомненный успех и создаст себе возможность осуществить высокую задачу охранять честь, досто­ инство и спокойствие страны на той высоте, которая подобает самому велико­ му и могущественному государству в мире... Этот же канал облегчит и закон­ 69

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz