Голдин, В. И. Север России на пути к Гражданской войне: попытка реформ. Революции. Международная интервенция. 1900 - лето 1918 : монография / В. И. Голдин ; Ассоц. исследователей Граждан. войны в России, Сев.-Зап. секция Науч. совета РАН по истории социал. реформ, движений и революций. - Архангельск : Северный (Арктический) федеральный университет имени М. В. Ломоносова, 2018. - 619 с., [8] л. ил., портр. - (Русский Север в эпоху великих потрясений: 1900-1920 ; т. 1).
По возвращении в Петербург Витте представил Александру III обстоятель ный доклад о своей поездке, в котором, в частности, впервые было обосновано военно-стратегическое значение Мурмана. Он критиковал размещение опор ных пунктов флота в замерзающих и замкнутых морях, где нет свободы дей ствий. С этой точки зрения министр подверг жёсткой критике проект строи тельства главной морской базы в Либаве, на Балтийском море. Несовершенство Либавы доказывалось им и посредством преимуществ бухт Мурманского по бережья, откуда в течение всего года «имеется свободный доступ во все моря земного шара». Эта мысль Витте пророчески подчеркивала военно-морское и геополитическое значение Русского Севера и Мурмана. Из осмотренных мурманских бухт Витте отдал предпочтение Екатеринин ской гавани, расположенной у самого входа в Кольский залив. Министр под чёркивал: «Такой грандиозной гавани я никогда в своей жизни не видел; она производит ещё более грандиозное впечатление, нежели Владивостокский порт и Владивостокская гавань». Он указывал в докладе царю, что Екатери нинская гавань «никогда не замерзает, весьма обширна, легко может быть за щищаема...откуда наш флот будет иметь прямой доступ в океан». Сравнивая её с южной бухтой Севастополя, Витте уточнял, что «она глубже врезана в ма терик и окружена горами, что защищает её от ударов с моря»209. Этим докладом С.Ю. Витте показал себя как умный геополитик, мудрый государственный деятель и прозорливый стратег, обнаружил хорошие знания истории и военного дела, вспомнив, в частности, опыт Крымской войны на Се вере. Будучи министром финансов и имея опыт работы в железнодорожном ве домстве, он отдавал себе отчёт, что сооружение военного порта на Мурмане будет связано с большими расходами, в том числе и на проведение сюда двух колейного рельсового пути. Но он исходил из того, что расходы будут иметь не только военное, а и экономическое значение. Витте поддержал архангель ского губернатора А.П. Энгельгардта в вопросе о постройке железной дороги из Петербурга через русскую Карелию к одному из незамерзающих заливов на мурманском побережье и строительстве здесь крупного торгового и военного порта. Любопытно, что, учитывая специфику Крайнего Севера, Витте пред лагал на период длительных полярных ночей «устроить очень сильное элект рическое освещение» местности, а для поддержания регулярной связи с цент ром - провести телеграф. Стремясь максимально доходчиво донести свои мысли до монарха, Витте апеллировал к близкой тому идее национальной идеологии. Он указывал на глубинную связь Поморского Севера с русскими традициями: «если поморское население является проводником русской народности на северном рубеже го сударства, то оплотом для него служили до сих пор именно монастыри и церк ви». Это по мысли министра свидетельствовало об «исторически сложившихся духовных силах местного населения», которым надлежит «в интересах госу дарственных» дать «широкое развитие и применение»210. Прибыв в Петербург, Витте передал свой доклад императору, но эта его встреча с Александром III оказалась последней, ибо тот умер в том же 1894 го ду. Вступивший на престол Николай II первоначально высказался в поддерж ку изложенных идей и даже был намерен издать указ о строительстве порта и железной дороги. Но в результате дворцовых интриг и борьбы вокруг военно- морской стратегии России (в центре обсуждения оказался вопрос, где должна создаваться главная российская военно-морская база - в Либаве или на Мур- 62
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz