Голдин, В. И. Север России на пути к Гражданской войне: попытка реформ. Революции. Международная интервенция. 1900 - лето 1918 : монография / В. И. Голдин ; Ассоц. исследователей Граждан. войны в России, Сев.-Зап. секция Науч. совета РАН по истории социал. реформ, движений и революций. - Архангельск : Северный (Арктический) федеральный университет имени М. В. Ломоносова, 2018. - 619 с., [8] л. ил., портр. - (Русский Север в эпоху великих потрясений: 1900-1920 ; т. 1).
губернатор в 1893-1901 годах А.П. Энгельгардт. Он посетил самые удалённые уголки огромной Архангельской губернии - Печору и Мурман, Кольский и Кемский уезды, острова Новая Земля и Колгуев и др. Поездки губернатора в самые отдалённые и малодоступные районы губернии являлись, по существу, широкомасштабной рекогносцировкой с целью подготовки и реализации наме ченной им грандиозной программы освоения и развития региона. Публиковавшиеся А.П. Энгельгардтом статьи в журнале «Русское судоход ство», очерки, книги, среди которых особое место занимает «Русский Север: Путевые заметки», являлись настоящей энциклопедией этого региона, богатой историческими, географическими, этнографическими и другими материалами. Путешествуя по губернии, он мыслил как государственный деятель с эрудици ей учёного, что воплощалось в дальнейшем и в его практические действия как губернатора по развитию коммуникаций и инфраструктуры региона, созданию почтово-телеграфных учреждений и телеграфных линий, связывающих уда лённые уголки губернии с её центром, в подготовку докладных записок, на правляемых в столичные учреждения с целью развития этого стратегически важного региона России. «При первом поверхностном знакомстве с местными условиями и нуждами Русского Севера, составляющего Архангельскую губернию, - писал Энгель гардт, - нельзя не заметить, что экономическая и промышленная жизнь это го обширного края находится в полном застое и как бы летаргическом сне». «Между тем, - продолжал он, - по своему географическому положению и сво им естественным богатствам край этот обладает всеми данными, чтобы не только развить и упрочить благосостояние местного населения, но и служить на пользу всему государству»207. Энгельгардт подробно описывал имеющиеся огромные природно-сырье- вые богатства и ресурсы губернии, которые могли стать основой для создания здесь многоотраслевой промышленности - рыбной, лесной, горнорудной, судо строительной и др. Существовали большие возможности для развития живот новодства. Гавани и незамерзающие воды Мурмана обеспечивали свободный выход на просторы мирового океана и могли способствовать дальнейшему раз витию судоходства. Своеобразный толчок для развития Севера дала состоявшаяся не без уча стия Энгельгардта поездка летом 1894 года по заданию императора Алексан дра III видного российского политика и государственного деятеля, министра финансов С.Ю. Витте в сопровождении правительственных и губернских чи новников, крупных промышленников и журналистов. Добавим, что он был ра нее министром путей сообщения, а именно развитие коммуникаций могло бы сыграть важную роль в освоении и развитии Севера. Витте начал свою поездку в Вологде и в сопровождении вологодского гу бернатора отправился водным путем на Север до Великого Устюга. Оттуда он продолжал водное путешествие по Северной Двине до Архангельска, где встре тился с архангельским губернатором. Далее, через Соловки Витте отправился в наиболее удалённый и наименее освоенный край - Мурман, входивший в со став Архангельской губернии. Это было обусловлено и тем обстоятельством, что император, направляя министра в поездку, велел узнать «нельзя ли найти там такого рода незамерзающую гавань, где можно было бы строить большой военный флот, такую гавань, которая послужила бы нам главной морской ба зой»208. Это было связано с дискуссией о базировании российского флота. 61
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz