Голдин, В. И. Север России на пути к Гражданской войне: попытка реформ. Революции. Международная интервенция. 1900 - лето 1918 : монография / В. И. Голдин ; Ассоц. исследователей Граждан. войны в России, Сев.-Зап. секция Науч. совета РАН по истории социал. реформ, движений и революций. - Архангельск : Северный (Арктический) федеральный университет имени М. В. Ломоносова, 2018. - 619 с., [8] л. ил., портр. - (Русский Север в эпоху великих потрясений: 1900-1920 ; т. 1).

358По утверждению А.А. Голубева, в строительстве Мурманской железной дороги принимало участие около 35 тысяч военнопленных, но западные авторы оценивают их количество от 40 до 60 тысяч человек. - Голубев А.А. Мурманская железная дорога. С. 129; Нахтигаль Р. Указ. соч. С. 117-119, 251. 359Государственный архив Мурманской области (ГАМО). П-ГАМО (бывший пар­ тийный архив, вошедший в состав ГАМО). Ф. 2393. Оп. 2. Д. 357. JI. 13; Голубев А.А. Мурманская железная дорога. С. 115-119; Попов Г.П., Давыдов Р.А. Мурман. Очерки истории края XIX начала XX в. Екатеринбург, 1999. С. 189-93; Нахтигаль Р. Указ. соч. С. 146; Чиркин Ф.Е. Пробуждение Мурмана. М.; Л., 1929. С. 18-20. 360 Федоров П.В. Северный вектор в российской истории. С. 197-199; Трошина Т.И. Великая война и Северный край. С. 127. 361 Голубев А.А. Мурманская железная дорога. С. 135; Карелия с древнейших вре­ мен до наших дней. С. 318-319. 362Архангельск. 1917. 13 июня. 363Нахтигаль Р. Указ. соч. С. 89-94. 364 Голубев А.А. Указ. соч. 138-141, 144-145. 365 Федоров П.В. Северный вектор в российской истории. С. 165. 366Там же. С. 162-163. 367 Быков П.Д. Военные действия на Северном русском морском театре в империа­ листическую войну. Л., 1939. С. 6. 368 Федоров П.В. Вторые Дарданеллы: Кольский край в истории Российского госу­ дарства. Мурманск, 2003. С. 29. 369 Там же. С. 166-167. 370Архангельск. 1917. 2, 9, 15, 25 февраля. 371 Ристе У. История внешней политики Норвегии. М., 2003. С. 131-136. 372 Кириченко А.В., Мартыненко И.В. Организация воинских перевозок в годы Первой мировой войны // URL: http://history.milportal.ru/2014/08/organizaciya-voinskix- perevozok-v-gody-pervoj-mirovoj-vojny/ (дата обращения: 22.01. 2017). 373 Шумилов Н.А. Взрывы в Архангельском порту 1916-1917 // Поморская энцикло­ педия. Т. 1: История Архангельского Севера. С. 100. 374 Варнек П.А. Указ. соч. С. 98; Залесский Н.А. Флот Русского Севера в годы первой мировой и гражданской войн - URL: http://ricolor.org/history/voen/bitv/xx/l_world_war/ flot/ (дата обращения: 22.01.2017). 375 Данишевский И.И. Экономическое положение нашего Севера, его внешняя тор­ говля в связи с переживаемыми событиями. Архангельск, 1918. С. 16. 376 Залесский Н.А. Указ. соч. 377 Варнек П.А. Указ. соч. С. 98. 378Там же. С. 101-103. 379 Трошина Т.И. Великая война и Северный край. С. 156-157. 380Там же. С. 165, 167. 381 Шумилов М.И. Октябрьская революция на Севере России. С. 35. 382 Трофимов П.М. Экономическое развитие Европейского Севера России. Авто- реф. дис. ...докт. эк. наук. Архангельск, 1962. С. 28. 383 Трошина Т.И. Великая война и Северный край. С. 289. 384 Она же. Указ. соч. 385Из истории русской контрразведки. Сборник документов. М., 1946. С. 203. 386История Карелии с древнейших времен до наших дней. С. 324-325. Глава 4 387Подробнее о современной литературе и дискуссиях о Февральской революции см.: Голдин В.И. 1917 года в России: размышления в канун столетия // 1917 год в судь­ бах регионов, страны и мира: взгляд из XXI века. Архангельск, 2017. С. 29-32; Фев­ ральская революция 1917 года: проблемы истории и историографии. СПб., 2017. 578

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz