Голдин, В. И. Север России на пути к Гражданской войне: попытка реформ. Революции. Международная интервенция. 1900 - лето 1918 : монография / В. И. Голдин ; Ассоц. исследователей Граждан. войны в России, Сев.-Зап. секция Науч. совета РАН по истории социал. реформ, движений и революций. - Архангельск : Северный (Арктический) федеральный университет имени М. В. Ломоносова, 2018. - 619 с., [8] л. ил., портр. - (Русский Север в эпоху великих потрясений: 1900-1920 ; т. 1).

ния будет отрезан. У Попова состоялся разговор с губернским военкомом Зень- ковичем. Тот до последнего момента находился в Архангельске и, по словам Попова, «благодаря случайности вырвался из рук белогвардейцев» и прибыл из города на катере в Бакарицу. Тот сообщил, что «тральщики - наши, и Бакарица никем не занята». Эта информация была передана отряду и приказано рассыпаться по берегу в цепь, установить связь с тральщиками и открыть артиллерийский огонь по городу. Но в это время появился вражеский гидроплан, который стал кружить­ ся над вокзалом. Попов вспоминал, что паника увеличилась, и массу было не сдержать1726. Сообщение Осадчего, вернувшегося из Архангельска, усилило панические настроения среди красноармейцев и их требования срочно двигаться поезда­ ми на станцию Исакогорка. «Вагоны с криками заполняли солдаты, - описы­ вал ситуацию Попов. - Несколько человек взобрались на паровоз и под угро­ зой расстрела заставили машиниста вести поезд». Он вспоминал, что вместе с Вахрамеевым последними запрыгнули на уходящий поезд, «дабы при первой возможности удержать бегущую банду». На Бакарице эшелон остановился, но пулемётный обстрел с самолёта интервентов вновь обратил в бегство, и поезд направился на Исакогорку1727. В действительности это был не единственный эшелон с красноармейцами, направившийся туда. Что касается ситуации в Исакогорке, то ещё 1 августа военно-революци- онный комитет этой станции поставил под ружьё всех коммунистов. Были взяты под контроль телеграф, депо и др. За связь с Архангельском отвечали Трещалин, председатель ЦК Северной железной дороги, и комиссар Охраны дороги Василевский. 2 августа объём работы здесь резко возрос. Развернулась подготовка к отправке 6 готовых поездов с Бакарицы и 3 - с Исакогорки. Но сторонники советской власти столкнулись с саботажем со стороны начальника участка Рыжакова, его помощников и ряда других лиц. В докладе об эвакуации Исакогорки, Бакарицы и Архангельска в период с 1 по 3 августа, подготовлен­ ном Трещалиным и его коллегами, указывалось также на измену машинистов, которые разбежались, и агентов движения. Были сняты ходовые части с паро­ возов. Тем не менее, удалось отправить 5 готовых поездов, в т.ч. 1 - с тяжёлой артиллерией. На станции Исакогорка остался поезд с каменным углем и по­ рожние вагоны1728. Были срочно затребованы паровозы со станции Емца, рас­ положенной примерно более чем в 150 км. По прибытии в Исакогорку паника среди красноармейцев не уменьшалась, вспоминал Попов, хотя и поступила информация о скором прибытии поезда Кедрова со значительным отрядом. С целью прекращения волнения среди ла­ тышей, не веривших в скорое прибытие этого поезда, Попов связался с бли­ жайшим сподвижником Кедрова Эйдуком и попросил для убедительности дать на латышском языке телеграмму об этом. После поступления соответст­ вующей телеграммы страхи, по свидетельству Попова, на некоторое время рас­ сеялись1729. Утром 2 августа в Исакогорку прибыли губернский военком Зенькович и комиссар Бутенко, но последний вскоре отбыл навстречу Кедрову. Туда же уе­ хал и Трещалин. С.К. Попов вспоминал, что по прибытии красноармейцев в Исакогорку наступило несколько часов ожидания, когда не представилась воз­ можность что-то предпринять. Естественно рождается вопрос, почему. Затем вновь развернулась агитация за отъезд, писал Попов в августовском докладе об 547

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz