Голдин, В. И. Север России на пути к Гражданской войне: попытка реформ. Революции. Международная интервенция. 1900 - лето 1918 : монография / В. И. Голдин ; Ассоц. исследователей Граждан. войны в России, Сев.-Зап. секция Науч. совета РАН по истории социал. реформ, движений и революций. - Архангельск : Северный (Арктический) федеральный университет имени М. В. Ломоносова, 2018. - 619 с., [8] л. ил., портр. - (Русский Север в эпоху великих потрясений: 1900-1920 ; т. 1).

отогнан огнём ледоколов «Святогор» и «Микула Селянинович», следовавших на потопление, чтобы задержать продвижение военных кораблей интервентов к Архангельску. Генерал Пуль, размышляя над итогами боя за Мудьюг, писал в докладе: «Противник усиленно трудился над завершением оборонительных работ и, ес­ ли бы наша атака была отложена на несколько недель, захват острова превра­ тился бы в очень серьёзную операцию»1681. У представителей советской власти оставалась ещё надежда на то, что да­ дут своей эффект в противодействии движению эскадры Антанты к Архан­ гельску минные заграждения, и именно мин очень опасался командующий эскадрой контр-адмирал Кемп, имевший за спиной непростой опыт Первой мировой войны на Белом море. Он, в частности, расспрашивал находившегося рядом с ним на «Найране» Бутакова о том, что ему известно о минных заграж­ дениях в районе Мудьюга, но тот отвечал, что ничего не знает об этом, ибо ми­ ны ставятся секретно, и Обществу лоцманов о них объявлено не было1682. Несмотря на законные опасения Кемпа, к его счастью ни один корабль ин­ тервентов не подорвался на минах. Объяснения этому давались самые разные. Речь шла о том, что минные заграждения, расположенные к югу от острова Мудьюг, не были окончательно готовы или качество их установки оказалось низким, или же была повреждена электростанция, питавшая цепи минных за­ граждений, или же ответственность возлагалась на офицера-минёра, руково­ дившего их установкой и не внушавшего доверия. Ещё одно объяснение сво­ дилось к тому, что все данные о минировании находились в распоряжении контр-адмирала Викорста, и они были переданы интервентам, что позволило тральщикам эскадры обезвредить мины1683. В общем, версий много, но резуль­ тат один - минные заграждения оказались бесполезными. Ещё одна тема, которой следует коснуться, это затопление судов на фарва­ тере Северной Двины, что должно было задержать интервентов. После полу­ чения информации о появлении эскадры Антанты у острова Мудьюг к устью Двины были направлены и затоплены здесь уже упомянутые ледоколы «Свя­ тогор» и «Микула Селянинович», а также минный заградитель «Уссури». За­ метим, что Осадчий, проходивший на судне мимо ледоколов, задавал вопрос морякам, удивляясь тому, почему они избрали такое широкое место для их за­ топления и, очевидно, находятся вне фарватера. Ответ был таков: «В точности исполняется приказ командующего». Им, напомним, был Викорст, тесно свя­ занный с заговорщиками. Впрочем, по другим данным, командующий флоти­ лией указывал в своей радиограмме на необходимость затопить суда на узком месте фарватера, что было вполне логично. Затопление было произведено поспешно и неудачно, и затопленные ко­ рабли не перекрыли фарватер. Это объяснялось в дальнейшем как предатель­ ством, так и элементарной низкой подготовленностью экипажей и навигацион­ ными ошибками. Заметим, что были планы затопить и находившееся в районе Архангельска уже не раз ранее упоминавшееся крупное английское грузовое судно «Эгба», как делалось в начале Первой мировой войны в отношении не­ мецких пароходов. Но этот замысел не был реализован. Добавим, что затопленные суда планировалось взорвать. Ответственность за это возлагалась на К.И. Пронского и С. Матвеева, т.е. председателя Целед- флота и комиссара при командующем флотилией. Но это не было сделано и объяснялось тем, что предоставленные главным инспектором по взрывчатым 535

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz