Голдин, В. И. Север России на пути к Гражданской войне: попытка реформ. Революции. Международная интервенция. 1900 - лето 1918 : монография / В. И. Голдин ; Ассоц. исследователей Граждан. войны в России, Сев.-Зап. секция Науч. совета РАН по истории социал. реформ, движений и революций. - Архангельск : Северный (Арктический) федеральный университет имени М. В. Ломоносова, 2018. - 619 с., [8] л. ил., портр. - (Русский Север в эпоху великих потрясений: 1900-1920 ; т. 1).
отогнан огнём ледоколов «Святогор» и «Микула Селянинович», следовавших на потопление, чтобы задержать продвижение военных кораблей интервентов к Архангельску. Генерал Пуль, размышляя над итогами боя за Мудьюг, писал в докладе: «Противник усиленно трудился над завершением оборонительных работ и, ес ли бы наша атака была отложена на несколько недель, захват острова превра тился бы в очень серьёзную операцию»1681. У представителей советской власти оставалась ещё надежда на то, что да дут своей эффект в противодействии движению эскадры Антанты к Архан гельску минные заграждения, и именно мин очень опасался командующий эскадрой контр-адмирал Кемп, имевший за спиной непростой опыт Первой мировой войны на Белом море. Он, в частности, расспрашивал находившегося рядом с ним на «Найране» Бутакова о том, что ему известно о минных заграж дениях в районе Мудьюга, но тот отвечал, что ничего не знает об этом, ибо ми ны ставятся секретно, и Обществу лоцманов о них объявлено не было1682. Несмотря на законные опасения Кемпа, к его счастью ни один корабль ин тервентов не подорвался на минах. Объяснения этому давались самые разные. Речь шла о том, что минные заграждения, расположенные к югу от острова Мудьюг, не были окончательно готовы или качество их установки оказалось низким, или же была повреждена электростанция, питавшая цепи минных за граждений, или же ответственность возлагалась на офицера-минёра, руково дившего их установкой и не внушавшего доверия. Ещё одно объяснение сво дилось к тому, что все данные о минировании находились в распоряжении контр-адмирала Викорста, и они были переданы интервентам, что позволило тральщикам эскадры обезвредить мины1683. В общем, версий много, но резуль тат один - минные заграждения оказались бесполезными. Ещё одна тема, которой следует коснуться, это затопление судов на фарва тере Северной Двины, что должно было задержать интервентов. После полу чения информации о появлении эскадры Антанты у острова Мудьюг к устью Двины были направлены и затоплены здесь уже упомянутые ледоколы «Свя тогор» и «Микула Селянинович», а также минный заградитель «Уссури». За метим, что Осадчий, проходивший на судне мимо ледоколов, задавал вопрос морякам, удивляясь тому, почему они избрали такое широкое место для их за топления и, очевидно, находятся вне фарватера. Ответ был таков: «В точности исполняется приказ командующего». Им, напомним, был Викорст, тесно свя занный с заговорщиками. Впрочем, по другим данным, командующий флоти лией указывал в своей радиограмме на необходимость затопить суда на узком месте фарватера, что было вполне логично. Затопление было произведено поспешно и неудачно, и затопленные ко рабли не перекрыли фарватер. Это объяснялось в дальнейшем как предатель ством, так и элементарной низкой подготовленностью экипажей и навигацион ными ошибками. Заметим, что были планы затопить и находившееся в районе Архангельска уже не раз ранее упоминавшееся крупное английское грузовое судно «Эгба», как делалось в начале Первой мировой войны в отношении не мецких пароходов. Но этот замысел не был реализован. Добавим, что затопленные суда планировалось взорвать. Ответственность за это возлагалась на К.И. Пронского и С. Матвеева, т.е. председателя Целед- флота и комиссара при командующем флотилией. Но это не было сделано и объяснялось тем, что предоставленные главным инспектором по взрывчатым 535
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz