Голдин, В. И. Север России на пути к Гражданской войне: попытка реформ. Революции. Международная интервенция. 1900 - лето 1918 : монография / В. И. Голдин ; Ассоц. исследователей Граждан. войны в России, Сев.-Зап. секция Науч. совета РАН по истории социал. реформ, движений и революций. - Архангельск : Северный (Арктический) федеральный университет имени М. В. Ломоносова, 2018. - 619 с., [8] л. ил., портр. - (Русский Север в эпоху великих потрясений: 1900-1920 ; т. 1).
командира десанта, он встретил небольшое сопротивление в виде огня из вин товок и пулемётов, но, другой участник высадки утверждал, что не прозвучало ни одного выстрела1'’™. Так закончился этот бой, длившийся примерно 2,5 часа и ставший, по оцен ке специалистов, первым в мировой истории, когда комбинированно исполь зовались военный флот, авиация, и осуществлялась высадка на берег и сухо путная операция. Потери противника составили два легкораненых француз ских солдата. Южная часть острова Мудьюг была занята отрядом интервентов. Крейсер «Адмирал Об» и два траулера остались охранять этот остров. Соглас но рапорту Биерера, в 19-30 «Найрана», «Аттентив» и «Сальватор» снялись с якоря и попытались двинуться в направлении Архангельска. В дальнейшем в ходе советских расследований и изучения темы обороны Мурмана указывалось на разные причины этого неудачного сражения. Как уже отмечалось ранее, особое внимание уделялось неправильной, неудачной или даже предательской расстановке орудий, за что вина возлагалась на начальни ка артиллерии Мудьюга бывшего прапорщика В.В. Быкова, а также на руково дившего установкой артиллерии флагманского артиллериста Целедфлота быв шего старшего лейтенанта Германа и его помощника, артиллериста порта под поручика Яковлева. Указывалось на незавершённость оборонительных работ на острове, недостаток личного состава красноармейцев, а также некомплект военных моряков-артиллеристов, ибо из штата батарей в 60 человек 25 человек накануне уехали в Архангельск за провизией и к началу боя не вернулись1674. И перечень этих причин можно продолжить. Но нельзя не признать и другое: соотношение сил было явно не в пользу за щитников острова. Интервенты имели многократное преимущество в боевой мощи, артиллерии и живой силе. И, если артиллеристы Мудьюга могли ещё надеяться на удачу в дуэли с крейсером «Аттентив», то с подходом тяжёлого крейсера «Адмирал Об» ситуация в любом случае кардинально менялась. На борту кораблей было около 600 иностранных солдат, в то время, как число мо ряков и красноармейцев на Мудьюге было в несколько раз меньше. И, повто римся, что решающую роль в сражении сыграли самолёты с «Найраны». Ничем выдающимся не проявил себя командовавший обороной острова Мудьюг А.М. Осадчий. Участник Первой мировой войны, бывший офицер, ка питан, он прибыл в Архангельск вместе со штабом полковника Потапова на должность командира бригады Архангельской пехотной дивизии. Но дивизия находилась в самом начале своего формирования, поэтому он был направлен на организацию обороны Мудьюга. И это сражение было первым для Осадчего в составе Красной армии. Несмотря на его неудачный исход и опасность того, что именно на него может быть возложена ответственность за это, Осадчий, в отличие от части своих коллег-офицеров, не перешёл на сторону заговор щиков. В дальнейшем он воевал в рядах Красной армии на Севере, а с января 1919 года - на Украинском фронте. Закончил войну командующим Особой ка валерийской группой 1-й Конной армии. Был удостоен в 1920 году высшей наг рады РСФСР - ордена Красного Знамени. В дальнейшем Осадчий находился на командных должностях в Красной армии до своей смерти в 1930 году1680. Но вернёмся на остров Мудьюг 1 августа 1918 года. Артиллеристы, сняв орудийные замки и бросив их в море, направились вместе с Осадчим на юж ную оконечность острова, где сели на буксир и преследуемые гидропланом с «Найраны», атаковавшим их, направились к Архангельску. Этот самолёт был 534
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz