Голдин, В. И. Север России на пути к Гражданской войне: попытка реформ. Революции. Международная интервенция. 1900 - лето 1918 : монография / В. И. Голдин ; Ассоц. исследователей Граждан. войны в России, Сев.-Зап. секция Науч. совета РАН по истории социал. реформ, движений и революций. - Архангельск : Северный (Арктический) федеральный университет имени М. В. Ломоносова, 2018. - 619 с., [8] л. ил., портр. - (Русский Север в эпоху великих потрясений: 1900-1920 ; т. 1).
мобилизованные были ненадёжны и, получив обмундирование, разошлись по домам. Созданный в Емецке Совет не был переизбран, и ситуация здесь и в окрестностях оставалась сложной1417. Реально здесь был налицо раскол между сторонниками советской власти и её противниками, что проявилось и в ходе последующих событий. 4 июля состоялось чрезвычайное заседание Архангельского Совета с пред ставителями фабзавкомов, комитетов и воинских частей Красной армии. В хо де его обсуждались ситуация на Мурмане и в связи с этим планы захвата Ар хангельска. Были приняты решения об ускорении разгрузки Архангельского порта и возведении укреплений, что касалось в первую очередь острова Му- дьюг. Было решено объявить частичную мобилизацию инженерных и артилле рийских войск и общую мобилизацию пяти возрастов1418. В обострившейся ситуации был ускорен вывоз союзных грузов из Ар хангельска. 4 июля председатель Междуведомственной комиссии по учёту и распределению имущества Б.А. Ройзенман докладывал председателю ВЦИК Я.М. Свердлову: «В течение 6 дней отправлено водным транспортом до 2 млн. пудов грузов военного назначения из Экономии на Котлас при энергичном со действии местных военных властей. В настоящее время остаток водного транс порта занят перевозкою румынских грузов по приказу Кедрова с Бакарицы на Экономию. Металлы, машины, грузы артиллерийского ведомства отправляют ся железной дорогой за отсутствием водного транспорта». Вместе с тем, Ройзенман жаловался на работу железной дороги, которая не даёт требуемого количества вагонов (лишь 120 в сутки, из коих 90 - под уголь). Много вагонов задерживалось на станциях Архангельск и Исакогорка и не от правлялось вовремя, «создавая постепенно пробку, которая грозит в дальней шем опасными осложнениями», указывал Ройзенман. Он просил принять меры и сделать соответствующие распоряжения о максимальной работе железнодо рожников в продвижении грузов хотя бы до Сухоны и Вологды, предупреждая, что иначе будет лишён возможности исполнять возложенные на него обязан ности1419. Спустя несколько дней, был издан приказ врид. руководителя Беломорско го окружного военкомата А.А. Самойло, в котором говорилось об успешном выполнении приказа Кедрова о вывозе из Архангельска артиллерийского иму щества, всех взрывчатых веществ и снарядов из Архангельского порта. Это было сделано за восемь дней, вместо двух месяцев. Приказом Беломорского окружного комиссариата была вынесена благодарность инженеру Костевичу и его помощникам Алексееву, Звягину, Казаринову за эвакуацию всего артилле рийского имущества и взрывчатых веществ из пределов Архангельского пор та1420. К этой теме и, в частности, к личности бывшего полковника М.М. Косте- вича, ещё будем возвращаться в дальнейшем. Впоследствии А.А. Самойло задавался вопросом, не тем ли надо объяснить значительный разрыв по времени между восстанием в Ярославле и десантом интервентов в Архангельске, что они, зная о задаче по вывозу боеприпасов, возложенной на него и Костевича, не хотели испытывать на себе последствий возможного взрыва. Самойло добавлял, что интервенты были слишком хоро шо осведомлены о том, что делалось в Архангельске. Причём, вероятно, через того же Костевича, перешедшего на их сторону после десанта1421. Ревизор НК Госконтроля Н.А. Реске, говоря о деятельности указанной вы ше Межведомственной комиссии, отмечал, что во главе её были поставлены 450
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz