Голдин, В. И. Север России на пути к Гражданской войне: попытка реформ. Революции. Международная интервенция. 1900 - лето 1918 : монография / В. И. Голдин ; Ассоц. исследователей Граждан. войны в России, Сев.-Зап. секция Науч. совета РАН по истории социал. реформ, движений и революций. - Архангельск : Северный (Арктический) федеральный университет имени М. В. Ломоносова, 2018. - 619 с., [8] л. ил., портр. - (Русский Север в эпоху великих потрясений: 1900-1920 ; т. 1).
просветительное дело; регулирование труда и его охрану; городское и земское хозяйство; 2) краевая международная политика; 3) политическое руководство всей городской жизнью; 4) местные финансы (кредиты на краевой Совет, зай мы, налоги и другие местные доходы). Все органы государственного строительства края и Мурманская железная дорога объединялись в одно управление путей сообщения и государственно го строительства края, которое объединяло, в свою очередь, управление Баз- стройки, Портстройку, Городстройку, технический отдел Краесовета и часть Мурманской железной дороги до Сороки. Этим управлением руководил глав ный инженер, который, как и начальник Мурманской железной дороги, назна чался и подчинялся командующему вооружёнными силами края. Военному командованию непосредственно подчинялись также: 1) все во оружённые силы Мурманского края и Мурманская флотилия судов; 2) все мор ские и военные базы края; 3) управление путями сообщения и государственно го строительства; 4) все торговые порты края. Командующему подчинялись и все учреждения почтово-телеграфного ведомства края1179. В основу «Положения о самоуправлении Мурманского края» было положе но законодательство Временного правительства, формировавшееся в 1917 году. Но управления должны были возглавляться не членами исполкома (управы), а невыборными «заведующими отделами». Существующие Советы рассмат ривались как переходные звенья к городским думам и земствам, а вся схема управления расценивалась как переходная к общегосударственной земской сис теме. Избирательная система должна была стать всеобщей, но не прямой и ма жоритарной, а двухстепенной. Официально этот документ был утверждён Крае советом 14 августа и предполагал постепенный демонтаж советской системы. Положение о Мурманской краевой милиции также разрабатывалось на основе законов Временного правительства1380. Несмотря на подписанное соглашение с представителями Антанты, вну триполитическое положение в крае продолжало оставаться очень сложным. Особое опасение властей вызывали военные моряки и отряд железнодорожной охраны под командованием JI.H. Комлева. Командир отряда обсуждал с Мур манским Совжелдором и Центромуром вопрос об освобождении арестованных на станциях железной дороги и открытии боевых действий против интервен тов. Но этот план не получил поддержки, а вскоре бойцы отряда были обезору жены и арестованы. Сам Комлев погиб в Печенгской тюрьме. Страстные дебаты шли в это время в Центромуре. 11 июля на объединён ном заседании Центромура и командиров с комитетами отдельных частей в связи с обсуждением вопроса о передачи базы в ведение командующего вой сками Звегинцева была принята резолюция и создана комиссия, которая долж на была на следующий день осведомить союзное командование о негативной деятельности Веселаго, Звегинцева и Брамсона, всеобщем недоверии к ним и поставить вопрос об их устранении с политической авансцены. Но этому не суждено было сбыться. Около 4 часов ночи 12 июля было совершено покушение на Веселаго: в ок но комнаты, где он проживал, было брошено две гранаты, одна из которых не взорвалась. Сам он отделался лёгкими ранениями и контузией, но факт поку шения оказался как нельзя кстати. Был вызван Звегинцев, который известил о происшествии генерала Пуля и американцев. По просьбе Звегинцева англи чане и американцы начали обыски и аресты членов Центромура, Совжелдора, 439
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz