Голдин, В. И. Север России на пути к Гражданской войне: попытка реформ. Революции. Международная интервенция. 1900 - лето 1918 : монография / В. И. Голдин ; Ассоц. исследователей Граждан. войны в России, Сев.-Зап. секция Науч. совета РАН по истории социал. реформ, движений и революций. - Архангельск : Северный (Арктический) федеральный университет имени М. В. Ломоносова, 2018. - 619 с., [8] л. ил., портр. - (Русский Север в эпоху великих потрясений: 1900-1920 ; т. 1).
подписанного договора с союзниками и отделения от большевиков по стратеги ческим соображениям ведётся разговор по прямому проводу, что позволяет нам без боя захватить линию железной дороги на 100 верст южнее Сороки - пункта необходимейшего - там находился большой продовольственный склад для че хов и единственная в крае литейная для ремонта железной дороги». «В середи не июля декрет большевиков объявил меня «врагом народа» и «вне закона»... честь, которой я горжусь и которой удостаивались очень немногие»1374. Несмотря на громкую формулировку приказа Краесовета о назначении Звегинцева командующим, русских вооружённых сил в крае на самом деле не было, их предстояло создавать, и этот процесс затянулся надолго. Заметим здесь лишь, что сам приказ о формировании Мурманской армии будет издан три с лишним недели спустя. Приказом Краесовета от 7 июля при команду ющем Звегинцеве учреждался Военный комитет для заведования организаци онно-административными и хозяйственными делами в составе комиссаров от Краесовета А. Герасимова и А. Куроптева1375. Кстати, Звегинцев обратился в это время к начальнику штаба Беломорского военного округа А.А. Самойло с предложением последовать его примеру и раз вивать отношения с союзниками. Из Мурманска в Архангельский военкомат была направлена телеграмма, в которой декларация Мурманского Краесовета от 30 июня именовалась событием величайшей важности и громадного зна чения. В ней содержалась информация о заключении договора с союзниками 6 июля и высказывалась просьба к Архангельскому Совету присоединиться к мурманчанам. При этом указывалось на желательность разговора по прямому проводу1376. Судя по всему, это предложение было проигнорировано советски ми властями Архангельска, которые придерживались кардинально иной пози ции, нежели Мурманский Краесовет. В этот же день, 7 июля, председатель Мурманского Краесовета Юрьев ведёт телеграфные переговоры с Кемью, с назначенным комиссаром Кемского уезда Сидоренко о деятельности ликвидационной комиссии в отношении разогнанно го интервентами Кемского Совета и о проведении выборов в Кемский уездный Совет нового состава. Юрьев задаёт также вопросы об обстоятельствах рас стрелов в этом городе и изгнания красноармейцев. В эти переговоры вмешива ется находившийся в Кеми генерал Мейнард, который ставит вопрос не о фор мировании здесь двух отдельных воинских частей, а о создании Славяно-бри- танского легиона. Юрьев отвечает, что передаст это генералу Звегинцеву, ибо только что утверждён договор с союзниками и надлежит действовать1377. На следующий день заведующим отделом снабжения Мурманского края продовольствием, промтоварами, обмундированием, строительными и прочи ми материалами приказом Краесовета назначается Александр Игнатьев1378. Он должен был решать все эти вопросы и получать требуемое от союзников, ибо ничего собственного в крае не было. Но сам факт создания такого отдела под чёркивал независимость от центральной советской власти и укрепление отно шений, а на самом деле зависимости, от интервентов. Одновременно начинается разработка организационной схемы управления Мурманским краем под эгидой Краесовета, и он создаёт специальную комис сию по выработке «Положения о самоуправлении Мурманского края». Схема управления краем предполагала выделение четырёх главных направлений: 1) гражданское управление, которое включало в себя: милицию и обществен ную безопасность; торговлю и промышленность; продовольствие; культурно 438
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz