Голдин, В. И. Север России на пути к Гражданской войне: попытка реформ. Революции. Международная интервенция. 1900 - лето 1918 : монография / В. И. Голдин ; Ассоц. исследователей Граждан. войны в России, Сев.-Зап. секция Науч. совета РАН по истории социал. реформ, движений и революций. - Архангельск : Северный (Арктический) федеральный университет имени М. В. Ломоносова, 2018. - 619 с., [8] л. ил., портр. - (Русский Север в эпоху великих потрясений: 1900-1920 ; т. 1).
сотрудничество «в деле обороны «края от держав германской коалиции». Фор мально вся власть во внутреннем управлении краем «принадлежала исключи тельно Мурманскому краевому Совету». Для обеспечения содействия местного населения и доведения до его сведения своих распоряжений союзники должны были действовать через представителей русских властей. Но это являлось не более, чем декларацией, и не касалось прифронтовой зоны, где приказы со юзного военного командования должны были, как указывалось в соглашении, «беспрекословно выполняться всеми». Объявление же Краесоветом 7 июля осадного положения в крае давало и формальные основания для верховенства власти интервентов. Три статьи соглашения были посвящены военным вопросам. Признава лось желательным формирование самостоятельной русской армии, но для ско рейшего обеспечения обороны края допускался приём русских добровольцев в союзные войска. При этом оговаривалось, что в принципе в них не должны комплектоваться самостоятельные крупные русские подразделения, но части, состоящие из равного числа иностранных и русских рот. Формируемые в крае воинские части подчинялись русскому военному ко мандованию, назначаемому Краесоветом. 7 июля пост командующего русски ми вооружёнными силами края на правах командующего отдельной армией, входящей в состав войск союзников, занял Н.И. Звегинцев. Высшая военная власть на Мурмане принадлежала представителям Антанты. Гарантируя по мощь в снаряжении, снабжении, инструктировании и даже передвижении соз даваемых русских частей, союзное командование тем самым брало их под свой полный контроль. Оказание союзниками помощи местному населению - финансовой, тех нической, продовольственными и промышленными товарами - происходило на фоне широкой пропагандистской кампании. Но в соглашении содержалась уклончивая формула «поскольку это окажется возможным», и этим объясня лись в дальнейшем частые срывы выполнения обязательств. К кому же, союз ники были далеки от бескорыстия и статьей 11 соглашения оговаривали, что их расходы «записываются в общий счёт государственного долга России» со ответствующим державам «по отдельному счёту Мурманского края»1370. Срок действия соглашения определялся в статье 13: «До того момента, пока не установятся нормальные отношения центральной русской власти как с Мур манским Краевым Советом, так и с Правительствами Великобритании, Севе- ро-Американских Соединённых Штатов и Франции». Соглашение было подписано на русском, английском и французском язы ках президиумом Мурманского Краесовета в лице Юрьева, его товарища (за местителя) Корельского, секретаря Талого и управделами Веселаго, с одной стороны, и генералом Пулем, командиром французского крейсера «Адмирал Об» Пти (Пети) и старшим американским офицером, который именовался в до кументе командиром крейсера «Олимпия», Биерером, с другой1371. Заключённое соглашение, будучи формально равноправным, на деле обес печивало верховенство власти интервентов. Значение его союзное командова ние видело прежде всего в том, что оно давало, казалось бы, должные политико правовые основания для дальнейшего пребывания их войск в крае. Но в силу того, что этот документ не был санкционирован центральным правительством страны и, более того, был осуждён им, он не имел должной международно правовой силы. 436
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz