Голдин, В. И. Север России на пути к Гражданской войне: попытка реформ. Революции. Международная интервенция. 1900 - лето 1918 : монография / В. И. Голдин ; Ассоц. исследователей Граждан. войны в России, Сев.-Зап. секция Науч. совета РАН по истории социал. реформ, движений и революций. - Архангельск : Северный (Арктический) федеральный университет имени М. В. Ломоносова, 2018. - 619 с., [8] л. ил., портр. - (Русский Север в эпоху великих потрясений: 1900-1920 ; т. 1).

сотрудничество «в деле обороны «края от держав германской коалиции». Фор­ мально вся власть во внутреннем управлении краем «принадлежала исключи­ тельно Мурманскому краевому Совету». Для обеспечения содействия местного населения и доведения до его сведения своих распоряжений союзники должны были действовать через представителей русских властей. Но это являлось не более, чем декларацией, и не касалось прифронтовой зоны, где приказы со­ юзного военного командования должны были, как указывалось в соглашении, «беспрекословно выполняться всеми». Объявление же Краесоветом 7 июля осадного положения в крае давало и формальные основания для верховенства власти интервентов. Три статьи соглашения были посвящены военным вопросам. Признава­ лось желательным формирование самостоятельной русской армии, но для ско­ рейшего обеспечения обороны края допускался приём русских добровольцев в союзные войска. При этом оговаривалось, что в принципе в них не должны комплектоваться самостоятельные крупные русские подразделения, но части, состоящие из равного числа иностранных и русских рот. Формируемые в крае воинские части подчинялись русскому военному ко­ мандованию, назначаемому Краесоветом. 7 июля пост командующего русски­ ми вооружёнными силами края на правах командующего отдельной армией, входящей в состав войск союзников, занял Н.И. Звегинцев. Высшая военная власть на Мурмане принадлежала представителям Антанты. Гарантируя по­ мощь в снаряжении, снабжении, инструктировании и даже передвижении соз­ даваемых русских частей, союзное командование тем самым брало их под свой полный контроль. Оказание союзниками помощи местному населению - финансовой, тех­ нической, продовольственными и промышленными товарами - происходило на фоне широкой пропагандистской кампании. Но в соглашении содержалась уклончивая формула «поскольку это окажется возможным», и этим объясня­ лись в дальнейшем частые срывы выполнения обязательств. К кому же, союз­ ники были далеки от бескорыстия и статьей 11 соглашения оговаривали, что их расходы «записываются в общий счёт государственного долга России» со­ ответствующим державам «по отдельному счёту Мурманского края»1370. Срок действия соглашения определялся в статье 13: «До того момента, пока не установятся нормальные отношения центральной русской власти как с Мур­ манским Краевым Советом, так и с Правительствами Великобритании, Севе- ро-Американских Соединённых Штатов и Франции». Соглашение было подписано на русском, английском и французском язы­ ках президиумом Мурманского Краесовета в лице Юрьева, его товарища (за­ местителя) Корельского, секретаря Талого и управделами Веселаго, с одной стороны, и генералом Пулем, командиром французского крейсера «Адмирал Об» Пти (Пети) и старшим американским офицером, который именовался в до­ кументе командиром крейсера «Олимпия», Биерером, с другой1371. Заключённое соглашение, будучи формально равноправным, на деле обес­ печивало верховенство власти интервентов. Значение его союзное командова­ ние видело прежде всего в том, что оно давало, казалось бы, должные политико­ правовые основания для дальнейшего пребывания их войск в крае. Но в силу того, что этот документ не был санкционирован центральным правительством страны и, более того, был осуждён им, он не имел должной международно­ правовой силы. 436

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz