Голдин, В. И. Север России на пути к Гражданской войне: попытка реформ. Революции. Международная интервенция. 1900 - лето 1918 : монография / В. И. Голдин ; Ассоц. исследователей Граждан. войны в России, Сев.-Зап. секция Науч. совета РАН по истории социал. реформ, движений и революций. - Архангельск : Северный (Арктический) федеральный университет имени М. В. Ломоносова, 2018. - 619 с., [8] л. ил., портр. - (Русский Север в эпоху великих потрясений: 1900-1920 ; т. 1).
в условиях голода и безысходности мнится соломинкой для утопающих», - пи сала одна из вологодских газет. Интерес к такому региональному сотрудничеству проявляли различные губернии, в т.ч. находившиеся ныне у власти там советские органы. При этом речь шла об организации товарооборота с заграницей через Архангельский порт, для чего туда планировалось направлять товары из других губерний. Это актуализировалось начинающейся навигацией. Но в связи с этим много вопро сов вызывал принятый 22 апреля 1918 года Совнаркомом декрет о национали зации внешней торговли. В соответствии с ним торговые сделки с иностран ными государствами и торговыми предприятиями за границей осуществля лись через Наркомат торговли и промышленности. Северо-восточное областное бюро утверждало, что политика Совнаркома и национализация внешней торговли ведут к ликвидации инициативы местных органов и «умерщвлению беломорских портов», что затрагивает весь Север. Поэтому бюро считало своей ближайшей задачей «выступить перед централь ной властью с протестом в защиту интересов края, нарушенных декретом о национализации внешней торговли». В этом оно получило и поддержку испол кома Петрозаводского Совета, который указывал: «Вполне соглашаясь с сооб ражениями бюро, что декрет центра о запрещении товарообмена с заграницей через порт Архангельск при настоящей экономической разрухе окончательно обессиливает наш северный район и грозит ему в будущем голодом, исполни тельный комитет выражает свой протест по поводу проведения сего декрета в жизнь». Этот орган выступал за беспрепятственный ввоз товаров через Архан гельск из-за границы. Добавим, что северо-восточное областное бюро выступало за развитие от ношений с Норвегией и союзническую ориентацию для северного края, видя в этом «единственный выход из замкнутого круга». Но планы и реалии военной интервенции Антанты на Севере ставили большие вопросы в возможности ре ализации такой альтернативы развития1059. 11 мая председатель Архангельского губисполкома А.П. Попов направил телеграмму в Наркомат внутренних дел М.И. Лацису, ибо НКВД ведал и воп росами региональной и местной политики и управления. Он сообщал, что губ исполком существует третий месяц, в нём 15 отделов, и у него весь хозяйствен ный и политический аппарат губернии, в том числе много функций государ ственных, т.к. Архангельск - единственный порт страны. Попов жаловался, что Губсовдеп не получает ни копейки, ибо требуют формальности - сметы. Он добавлял, что сметы группируются и будут высланы, а пока «живём путём займов». Попов указывал также, что местные Советы облагают беспощадно имущие классы, и все суммы идут на содержание Советов, учителей, земских станций и др. «Далее так существовать нельзя», - подчёркивал председатель Архангель ского губисполкома и просил открыть кредит губисполкому в счёт смет в раз мере 3 млн. рублей, добавляя, что сметы предполагаются на 14 млн. Попов про сил открыть кредит по всем ведомствам через местный банк и подчёркивал: «В противном случае Советская власть прекратит своё существование»1060. Ответ, направленный Попову из Наркомата внутренних дел, гласил, что кредиты на нужды по различным ведомствам открываются из соответствую щих ведомств, а НКВД может открыть кредит на нужды управления, и раз мер суммы будет указан дополнительно. При этом содержалась просьба на 340
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz