Голдин, В. И. Север России на пути к Гражданской войне: попытка реформ. Революции. Международная интервенция. 1900 - лето 1918 : монография / В. И. Голдин ; Ассоц. исследователей Граждан. войны в России, Сев.-Зап. секция Науч. совета РАН по истории социал. реформ, движений и революций. - Архангельск : Северный (Арктический) федеральный университет имени М. В. Ломоносова, 2018. - 619 с., [8] л. ил., портр. - (Русский Север в эпоху великих потрясений: 1900-1920 ; т. 1).
заставил лодку погрузиться и успешно выполнил возложенное на него задание, за что командиру тральщика, его комендору и команде была объявлена благо дарность Центромура992. Помимо действий немецких подводных лодок, военное командование на Мурмане было озабочено возможностью новых атак белофиннов на суше. Ана лиз документов свидетельствует, что Веселаго и Звегинцев нередко намеренно драматизировали ситуацию, вероятно для того, чтобы обосновать целесооб разность прибытия новых контингентов войск Антанты на Север. Так, 20 мая Звегинцев писал в Центромур Радченко об основаниях предполагать, что Мур манский край и железная дорога подвергнутся новому нападению «финно-гер- манских разбойников», отряды которых располагаются на русской территории в Чалмозере, Канец-Ковдозере, Соколозере, Ухте и далее на юг. В качестве наи более вероятной указывалась атака участка Кандалакша-Кемь-Сорока для достижения двойного результата: не только отрезать железную дорогу, но за хватить и большинство портов Белого моря, что даст возможность создать на дёжные базы подводным лодкам и тем парализовать всякие сношения Архан гельска с внешним миром. В связи с этим Звегинцев указывал на необходимость содействия флота в обороне этого участка, в частности выделения ледоколов, которые могут рабо тать круглый год, совершая перевозки отрядов, поддерживая связь и выручая, в случае прорыва, окружаемые и прижатые к морю отряды. При обсуждении плана сухопутной обороны он указывал на необходимость выработать полную согласованность действий морских и сухопутных сил993. В сводке оперативного отдела Наркомата по военным делам от 22 мая 1918 года указывалось, что около Мурманской железной дороги сосредотачи ваются около 100 тысяч финских белогвардейцев, что, заметим, превышало об щую численность финских вооружённых сил. Реорганизованная финская армия состояла из трех дивизий и бригады егерей, специально подготовленных для боевых действий в условиях Арктики. В той же сводке оперотдела Наркомата указывалось на тяжёлое положение Мурмана и всей Архангельской губернии и подчёркивалась необходимость помощи для защиты Мурманской железной до роги994. В конце мая действительно началась концентрация белофиннов в погра ничных районах, прилегающих к Печенге, Ухте, Реболам и Ругозеру. А сейчас попытаемся понять, насколько велики были масштабы германо белофинской угрозы для Мурмана в это время. И для этого надо обратиться к тому, что происходило в победившей белой Финляндии во второй половине мая и как складывались её отношения с Германией. Руководство буржуазной Финляндии, в известной степени утратив реаль ности восприятия мира в результате достаточно лёгкой и скоротечной победы над красными финнами в Гражданской войне, вынашивало замыслы создания «великой Финляндии от моря до моря». Приращение территорий предстояло произвести за счет ослабевшей России. Белофинские амбиции распространя лись прежде всего на Восточную Карелию и на Мурман с выходом к Север ному Ледовитому океану (или даже на весь Кольский полуостров с выходом к Белому морю). При удачном же стечении обстоятельств в их планы входило присоединение Ингерманландии, Петрограда и Эстонии. Для Маннергейма за хват Петрограда являлся лучшей гарантией признания Россией финляндской независимости и давал дополнительные шансы на получение территориальной компенсации995. 322
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz