Голдин, В. И. Север России на пути к Гражданской войне: попытка реформ. Революции. Международная интервенция. 1900 - лето 1918 : монография / В. И. Голдин ; Ассоц. исследователей Граждан. войны в России, Сев.-Зап. секция Науч. совета РАН по истории социал. реформ, движений и революций. - Архангельск : Северный (Арктический) федеральный университет имени М. В. Ломоносова, 2018. - 619 с., [8] л. ил., портр. - (Русский Север в эпоху великих потрясений: 1900-1920 ; т. 1).

заставил лодку погрузиться и успешно выполнил возложенное на него задание, за что командиру тральщика, его комендору и команде была объявлена благо­ дарность Центромура992. Помимо действий немецких подводных лодок, военное командование на Мурмане было озабочено возможностью новых атак белофиннов на суше. Ана­ лиз документов свидетельствует, что Веселаго и Звегинцев нередко намеренно драматизировали ситуацию, вероятно для того, чтобы обосновать целесооб­ разность прибытия новых контингентов войск Антанты на Север. Так, 20 мая Звегинцев писал в Центромур Радченко об основаниях предполагать, что Мур­ манский край и железная дорога подвергнутся новому нападению «финно-гер- манских разбойников», отряды которых располагаются на русской территории в Чалмозере, Канец-Ковдозере, Соколозере, Ухте и далее на юг. В качестве наи­ более вероятной указывалась атака участка Кандалакша-Кемь-Сорока для достижения двойного результата: не только отрезать железную дорогу, но за­ хватить и большинство портов Белого моря, что даст возможность создать на­ дёжные базы подводным лодкам и тем парализовать всякие сношения Архан­ гельска с внешним миром. В связи с этим Звегинцев указывал на необходимость содействия флота в обороне этого участка, в частности выделения ледоколов, которые могут рабо­ тать круглый год, совершая перевозки отрядов, поддерживая связь и выручая, в случае прорыва, окружаемые и прижатые к морю отряды. При обсуждении плана сухопутной обороны он указывал на необходимость выработать полную согласованность действий морских и сухопутных сил993. В сводке оперативного отдела Наркомата по военным делам от 22 мая 1918 года указывалось, что около Мурманской железной дороги сосредотачи­ ваются около 100 тысяч финских белогвардейцев, что, заметим, превышало об­ щую численность финских вооружённых сил. Реорганизованная финская армия состояла из трех дивизий и бригады егерей, специально подготовленных для боевых действий в условиях Арктики. В той же сводке оперотдела Наркомата указывалось на тяжёлое положение Мурмана и всей Архангельской губернии и подчёркивалась необходимость помощи для защиты Мурманской железной до­ роги994. В конце мая действительно началась концентрация белофиннов в погра­ ничных районах, прилегающих к Печенге, Ухте, Реболам и Ругозеру. А сейчас попытаемся понять, насколько велики были масштабы германо­ белофинской угрозы для Мурмана в это время. И для этого надо обратиться к тому, что происходило в победившей белой Финляндии во второй половине мая и как складывались её отношения с Германией. Руководство буржуазной Финляндии, в известной степени утратив реаль­ ности восприятия мира в результате достаточно лёгкой и скоротечной победы над красными финнами в Гражданской войне, вынашивало замыслы создания «великой Финляндии от моря до моря». Приращение территорий предстояло произвести за счет ослабевшей России. Белофинские амбиции распространя­ лись прежде всего на Восточную Карелию и на Мурман с выходом к Север­ ному Ледовитому океану (или даже на весь Кольский полуостров с выходом к Белому морю). При удачном же стечении обстоятельств в их планы входило присоединение Ингерманландии, Петрограда и Эстонии. Для Маннергейма за­ хват Петрограда являлся лучшей гарантией признания Россией финляндской независимости и давал дополнительные шансы на получение территориальной компенсации995. 322

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz